Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии

От прямых к косвенным путям психологического познания

Наблюдение – самая древняя форма психологического познания

Экстероспекция как поставщик эмпирических данных

Укрепление представлений об эксперименте как способе проверки теоретических положении на основе полученных эмпирических косвенных свидетельств о психических процессах и явлениях

К. Поппер, 1930-е гг – описание логики косвенных методов познания как принципов экспериментирования

Отказ от идеи непосредственного познания чужой души и непосредственной данности психологического знания → поиск косвенных путей познания

Г.Т. Фехнер – объективный метод в психологии. процедуры измерения субъективного ряда ощущений посредством соотнесения их с измеряемыми стимульными признаками → Эббингауз и исследования памяти

Ассоциативный эксперимент (слова-стимулы – порождаемые ассоциации)

Появление экспериментального метода – выделение психологии как отдельной науки

2.2. Исторический экскурс

XVIII в. – представления о рациональной и эмпирической психологии

XIX в. – психологические лаборатории и первые эмпирические исследования (экспериментальная интроспекция – Вундт, психофизический эксперимент – Фехнер)

1885 – лаборатория Бехтерева

1885 – психологическое общество при историко-филологическом факультете МУ

1895 – психологическая лаборатория Психиатрической клиники мед.факультета МУ (Корсаков, Токарский, Бернштейн-отец)

1912 – Психологический институт Челпанова при МУ

1966 – факультет психологии МГУ (Леонтьев), факультет психологии СПГУ (Ананьев)

Различение исследовательский целей: измерение (построение субъективных шкал) и проверка причинно-следственных гипотез

Бихевиоризм: поведенческий эксперимент

1860 – Фехнер операционализировал способы квантфикации ощущений, ввел первый психофизический закон, разработал психофизический эксперимент, построение субъективных шкал ощущений

1879 – Институт психологии Вундта. Экспериментирование для изучения низших процессов. Для познания вывсших процессов – психология народов. Интроспекция + два критерия экспериментального метода (стандартизация условий, аналитическое сравнение показателей)

· Аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов – критерии перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении

Представления о критериях научности изменялись. Но есть общее понимание пути от теоретической гипотезы к эмпирически нагруженной, к обобщениям и интерпретациям

Методология психологии как учение о ее методах

Экспериментальный метод не связан с теорией, а вот интерпретация – связана

В. Джеймс – первая концепция сознания (vs структурализма Вундта и Титченера)

С. Холл – основатель американской экспериментальной психологии, ученик Вундта

Дж. Кеттэл – две американских даборатории. Понятие интеллектуального теста

Э.Л. Торндайк – автор метода проб и ошибок, преемник Кеттэла

Р.С. Вудвортс – один из лидеров функциональной психологии в США

Т. Рибо – метод патологического исследования. Экспериментальная психология должна заниматься выявлением законов и ближайших причин психических явлений

Ж. Пиажн, А. Бине – целостный подход к изучению человека

Методологическая преемственность позволяет выявить общие основы метода экспериментирования а первых реаизациях экспериментальных работ

Ведущие основатели экспериментальной психологии для решения поставленных задач применяли и другие методы

К. Левин экспериментальные исследования мотивации и целевой регуляции поведения (Германия) и экспериментирование в социальной психологии (США). Поведение – функция личности и среды

Б.В. Зейгарник – ученица Левина, развитие системы методов экспериментирования в отечественной психологии

А.Ф. Лазурский, 1910 – концепция естественнонаучного эксперимента (различение наблюдения и эксперимента; естественный эксперимент – средняя позиция между строгим экспериментом и менее строим наблюдением), слепой опыт. Классификация экспериментов по типу переменных (эксперименты, дублирующие реальный мир и эксперименты «искусственные» и лабораторные)

Л.С. Выготский – методика двойной стимуляции

П.Я. Гальперин – поэтапное формирование умственных действий и понятий – ориентировка на структурно-функциональные гипотезы, + компоненты диагностики, + проявления саморегуляции

2.3. Методики и типы эмпирических данных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: