От прямых к косвенным путям психологического познания
Наблюдение – самая древняя форма психологического познания
Экстероспекция как поставщик эмпирических данных
Укрепление представлений об эксперименте как способе проверки теоретических положении на основе полученных эмпирических косвенных свидетельств о психических процессах и явлениях
К. Поппер, 1930-е гг – описание логики косвенных методов познания как принципов экспериментирования
Отказ от идеи непосредственного познания чужой души и непосредственной данности психологического знания → поиск косвенных путей познания
Г.Т. Фехнер – объективный метод в психологии. процедуры измерения субъективного ряда ощущений посредством соотнесения их с измеряемыми стимульными признаками → Эббингауз и исследования памяти
Ассоциативный эксперимент (слова-стимулы – порождаемые ассоциации)
Появление экспериментального метода – выделение психологии как отдельной науки
2.2. Исторический экскурс
|
|
XVIII в. – представления о рациональной и эмпирической психологии
XIX в. – психологические лаборатории и первые эмпирические исследования (экспериментальная интроспекция – Вундт, психофизический эксперимент – Фехнер)
1885 – лаборатория Бехтерева
1885 – психологическое общество при историко-филологическом факультете МУ
1895 – психологическая лаборатория Психиатрической клиники мед.факультета МУ (Корсаков, Токарский, Бернштейн-отец)
1912 – Психологический институт Челпанова при МУ
1966 – факультет психологии МГУ (Леонтьев), факультет психологии СПГУ (Ананьев)
Различение исследовательский целей: измерение (построение субъективных шкал) и проверка причинно-следственных гипотез
Бихевиоризм: поведенческий эксперимент
1860 – Фехнер операционализировал способы квантфикации ощущений, ввел первый психофизический закон, разработал психофизический эксперимент, построение субъективных шкал ощущений
1879 – Институт психологии Вундта. Экспериментирование для изучения низших процессов. Для познания вывсших процессов – психология народов. Интроспекция + два критерия экспериментального метода (стандартизация условий, аналитическое сравнение показателей)
· Аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов – критерии перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении
Представления о критериях научности изменялись. Но есть общее понимание пути от теоретической гипотезы к эмпирически нагруженной, к обобщениям и интерпретациям
Методология психологии как учение о ее методах
|
|
Экспериментальный метод не связан с теорией, а вот интерпретация – связана
В. Джеймс – первая концепция сознания (vs структурализма Вундта и Титченера)
С. Холл – основатель американской экспериментальной психологии, ученик Вундта
Дж. Кеттэл – две американских даборатории. Понятие интеллектуального теста
Э.Л. Торндайк – автор метода проб и ошибок, преемник Кеттэла
Р.С. Вудвортс – один из лидеров функциональной психологии в США
Т. Рибо – метод патологического исследования. Экспериментальная психология должна заниматься выявлением законов и ближайших причин психических явлений
Ж. Пиажн, А. Бине – целостный подход к изучению человека
Методологическая преемственность позволяет выявить общие основы метода экспериментирования а первых реаизациях экспериментальных работ
Ведущие основатели экспериментальной психологии для решения поставленных задач применяли и другие методы
К. Левин экспериментальные исследования мотивации и целевой регуляции поведения (Германия) и экспериментирование в социальной психологии (США). Поведение – функция личности и среды
Б.В. Зейгарник – ученица Левина, развитие системы методов экспериментирования в отечественной психологии
А.Ф. Лазурский, 1910 – концепция естественнонаучного эксперимента (различение наблюдения и эксперимента; естественный эксперимент – средняя позиция между строгим экспериментом и менее строим наблюдением), слепой опыт. Классификация экспериментов по типу переменных (эксперименты, дублирующие реальный мир и эксперименты «искусственные» и лабораторные)
Л.С. Выготский – методика двойной стимуляции
П.Я. Гальперин – поэтапное формирование умственных действий и понятий – ориентировка на структурно-функциональные гипотезы, + компоненты диагностики, + проявления саморегуляции
2.3. Методики и типы эмпирических данных