Психологическая реальность и эмпирические закономерности
Логика установления эмпирического факта
Поппер: процедура установления факта в эмпирическом исследовании по аналогии с процедурой суда присяжных
1) анализ улик
2) предполагаемое знание идеального Наблюдателя об истинном положении дел (привет корреспондирующей теории истинности)
+– и –+ – это неправильные решения суда
++ и – – – это правильные решения суда
(Под правильностью/ валидностью имеется в виду учет истинности вердикта с точки зрения теории корреспондирующей истины)
Метафора суда присяжных в принятии решения о факте
Наблюдатель (объективное положение дел) | Улики в пользу совершения инкриминируемого ему деяния | Улик нет (улики против) |
Человек не совершал (объективно невиновен) | Вердикт «виновен» + | Вердикт «невиновен» |
Человек совершал (действительно виновен) | Вердикт «виновен» ++ | Вердикт «невиновен» |
В любом случае может быть допущена ошибка: фактом может быть признан артефакт или же действительный факт может быть упущен
|
|
Факты устанавливаются, т.е. процедурно опосредствованы размышлением по поводу тех или иных эмпирических доводов, а не даны исследователю непосредственно – понимание этого отличает использование любого научного метода
Установленные факты ≠ Предположения, имеющие эмпирическую загруженность (получены вне контроля исследователя)
Важен контроль установления фактов и критическое мышление!
Установление эмпирических фактов не обязательно идет по схемам экспериментального метода
При установлении экспериментального эффекта у исследователя есть обоснование претензии на каузальную интерпретацию эмпирической закономерности. ЭФ включен в систему нормативных рассуждений о каузальной зависимости как эмпирическое ее обоснование (эмпирические закономерности как «наблюдаемые» →конкретизация психической реальности в различных показателях: время реакции, самоотчет и пр.)
Психологическая реальность не может быть полностью репрезентирована в показателях. Психолог может по этим показателям реконструировать психологическую реальность
Психологический эксперимент – основной метод реконструкции ненаблюдаемых зависимостей
1.5. Экспериментирование как специальный метод психологического исследования
Метод – проверка гипотезы определенного типа
Метод с греч. – путь движения познания
Классификации системы методов:
· По решаемым задачам
· По нормативам
· По особенностям гипотез
· По типам исследовательских проблем («Энциклопедия психологии»):
o Эксперимент как средство проверки каузальных гипотез
|
|
o Наблюдение
o Психологическое измерение
o Психодиагностика
· В учебной литературе:
o Наблюдение
o Измерение – исследовательские парадигмы
o Эксперимент
o Психодиагностические средства – обследование
o Беседа
o Анализ индивидуального случая – на основе более крупных единиц
· Две группы исследований (именно в этом учебнике):
o Пассивно-наблюдающие
§ Наблюдение
§ Корреляционный метод
o Активный эксперимент
o Квазиэксперимент (каузальные гипотезы, но меньшая возможность э/контроля)
§ Лонгитюдные исследования
§ Кросскультурные
§ Психогенетические
Метод: гипотеза ↔ реализация методических условий проверки гипотезы, целей и средств исследования
Цель эмпирического метода – эмпирическая проверка гипотез
Соотношение гипотез и методов психологического исследования
Метод | Гипотеза |
Наблюдение | Описательная гипотеза |
Корреляционный подход | О связях между переменными |
Эксперимент | Каузальная |
Лонгитюд | Об изменениях или о развитии |
Психогенетические методы | Количественные психогенетические методы (о влиянии на фенотипическую вариативность генетических, средовых факторов и генотип-средовых взаимодействий) |
Экспериментально-генетический метод Выготского | О становлении психических функций |
Формирующие | О структурно-функциональных характеристиках изучаемых процессов |
В таблице нет методов:
· Опрос
· Беседа – только способы сбора эмпирических данных
· Психодиагностический метод – это предмет психодиагностики, там много подходов, методов и методик
· Психологическое измерение – предмет смежной дисциплины
· Качественные методы – описательный подход, с 1970-х гг. в социологии, лингвистики и пр.
Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
2.1. Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов