Типы и методы психологических исследований

Психологическая реальность и эмпирические закономерности

Логика установления эмпирического факта

Поппер: процедура установления факта в эмпирическом исследовании по аналогии с процедурой суда присяжных

1) анализ улик

2) предполагаемое знание идеального Наблюдателя об истинном положении дел (привет корреспондирующей теории истинности)

+– и –+ – это неправильные решения суда

++ и – – – это правильные решения суда

(Под правильностью/ валидностью имеется в виду учет истинности вердикта с точки зрения теории корреспондирующей истины)

Метафора суда присяжных в принятии решения о факте

Наблюдатель (объективное положение дел) Улики в пользу совершения инкриминируемого ему деяния Улик нет (улики против)
Человек не совершал (объективно невиновен) Вердикт «виновен» + Вердикт «невиновен»
Человек совершал (действительно виновен) Вердикт «виновен» ++ Вердикт «невиновен»

В любом случае может быть допущена ошибка: фактом может быть признан артефакт или же действительный факт может быть упущен

Факты устанавливаются, т.е. процедурно опосредствованы размышлением по поводу тех или иных эмпирических доводов, а не даны исследователю непосредственно – понимание этого отличает использование любого научного метода

Установленные факты ≠ Предположения, имеющие эмпирическую загруженность (получены вне контроля исследователя)

Важен контроль установления фактов и критическое мышление!

Установление эмпирических фактов не обязательно идет по схемам экспериментального метода

При установлении экспериментального эффекта у исследователя есть обоснование претензии на каузальную интерпретацию эмпирической закономерности. ЭФ включен в систему нормативных рассуждений о каузальной зависимости как эмпирическое ее обоснование (эмпирические закономерности как «наблюдаемые» →конкретизация психической реальности в различных показателях: время реакции, самоотчет и пр.)

Психологическая реальность не может быть полностью репрезентирована в показателях. Психолог может по этим показателям реконструировать психологическую реальность

Психологический эксперимент – основной метод реконструкции ненаблюдаемых зависимостей

1.5. Экспериментирование как специальный метод психологического исследования

Метод – проверка гипотезы определенного типа

Метод с греч. – путь движения познания

Классификации системы методов:

· По решаемым задачам

· По нормативам

· По особенностям гипотез

· По типам исследовательских проблем («Энциклопедия психологии»):

o Эксперимент как средство проверки каузальных гипотез

o Наблюдение

o Психологическое измерение

o Психодиагностика

· В учебной литературе:

o Наблюдение

o Измерение – исследовательские парадигмы

o Эксперимент

o Психодиагностические средства – обследование

o Беседа

o Анализ индивидуального случая – на основе более крупных единиц

· Две группы исследований (именно в этом учебнике):

o Пассивно-наблюдающие

§ Наблюдение

§ Корреляционный метод

o Активный эксперимент

o Квазиэксперимент (каузальные гипотезы, но меньшая возможность э/контроля)

§ Лонгитюдные исследования

§ Кросскультурные

§ Психогенетические

Метод: гипотеза ↔ реализация методических условий проверки гипотезы, целей и средств исследования

Цель эмпирического метода – эмпирическая проверка гипотез

Соотношение гипотез и методов психологического исследования

Метод Гипотеза
Наблюдение Описательная гипотеза
Корреляционный подход О связях между переменными
Эксперимент Каузальная
Лонгитюд Об изменениях или о развитии
Психогенетические методы Количественные психогенетические методы (о влиянии на фенотипическую вариативность генетических, средовых факторов и генотип-средовых взаимодействий)
Экспериментально-генетический метод Выготского О становлении психических функций
Формирующие О структурно-функциональных характеристиках изучаемых процессов

В таблице нет методов:

· Опрос

· Беседа – только способы сбора эмпирических данных

· Психодиагностический метод – это предмет психодиагностики, там много подходов, методов и методик

· Психологическое измерение – предмет смежной дисциплины

· Качественные методы – описательный подход, с 1970-х гг. в социологии, лингвистики и пр.

Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ

2.1. Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: