И вот, первые сто автомобилей сошли с конвейера

Европейские машины были красивыми, цветными, с золочеными ручками. Модель же Форда, та самая знаменитая “Форд Т” - черная, приземистая, напоминавшая чем-то маленький паровоз… Компаньоны испугались: вложенные средства потеряны! Создатель же завода занял деньги и выкупил все акции, став тем самым полновластным собственником предприятия.

И вот, вся Америка набросилась на эти неказистые автомобили. Они были более чем в два раза дешевле европейских автомобилей, просты в устройстве и ремонте, а на бездорожье лучше любых других машин. Называли эти автомобили с юмором “Жестянка Лизи”, “Трясучка”. Эта модель имела огромный успех: 20 лет неизменного спроса, строились новые заводы, выпускались десятки тысяч машин в год. Через десяток лет Форд стал уже мультимиллионером.

Он вел свое дело в разрез с какими-либо общепринятыми правилами. Спрос на автомобили возрастал, а предприниматель снижал цену (в 1909 г. – 900 долларов, в 1916 – 345 долларов).

Он считал так: необходимо повышать покупательную способность людей путем повышения зарплаты и понижения продажных цен. Во времена Великой Депрессии, когда владельцы заводов и фабрик снижали зарплаты в два-три раза, Форд не только повысил их в два раза, но и заменил десятичасовой рабочий день восьмичасовым (тем самым во многом спас свои заводы от недовольств, забастовок, ухода рабочих).

Фордизм – одно из течений в управленческой мысли. В его основе лежит принцип разделения труда. Каждый рабочий на конвеере выполняет одну единственную операцию, тем самым стандартизируя свой работу и значительно ускоряя производство.

Еще одним секретом успеха "автомобильного короля” было внедрение передовых технологий: конвейерная сборка автомобилей, введение стандартизации и т.д. Но, вместе с тем, Форд ввел особый способ распределения работы (это явление получило название “фордизм”). Он считал, что рабочий нуждается в том, чтобы подчиняться, не брать на себя никакой ответственности, наиболее эффективно – монотонное выполнение одних и тех же простейших действий. Предприниматель считал, что каждый должен пройти этот путь “снизу – вверх”. То же, что рабочий может работать не только ради дохода и карьерного роста, но и ради самореализации, иных социальных потребностей, здесь не учитывалось.

Таким образом, главная заслуга Генри Форда заключалась в замене ручного труда машинами. Он обеспечил создание массового сборочного конвейерного производства.

Первый конвейер был запущен в 1913 году и превзошел все ожидания:

в разы, увеличилась производительность труда,

снизилась себестоимость выпускаемой продукции.

Генри Форд механизировал транспортные операции, а также отделил основное производство от обслуживающего.

Разработанная Генри Фордом модель массового производства товаров на сборочных конвейерах с использованием низкоквалифицированных работников получило название ФОРДИЗМА.

Результаты исследований Форда имели большое значение не только для автомобильной отрасли, но и для других отраслей.

Одним из видных последователей Тейлор был американский ученый Гаррингтон Эмерсон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: