Макс Вебер (1864-1920гг.)

Классическая (административная) школа менеджмента (1920-1930 гг.)

Фрэнк и Лилиан Гилбреты

Если Тейлор пришел в менеджмент из «офиса» управляющего заводом, то Фрэнк Гилбрет (1868-1924) – буквально от сохи, точнее – от мастерка. Он сменил немало профессий, но больше всего ему запомнилось ремесло каменщика. Знал бы мастер, у которого юный Гилбрет состоял помощником, какую роль в дальнейшем сыграют его кирпичи!

В 1912 г., когда Ф.Гилбрет заинтересовался работами Ф.Тейлора, он вспомнил свои давние наблюдения за работой каменщиков. Поразмышляв, он пришел к выводу, что даже умелые каменщики делают слишком много движений! Оставалось выяснить, какие именно движения были лишними.

Тут на помощь Гилбрету пришла его супруга – Лилиан Гилбрет (1878-1972).

До того, как в 1904 г. выйти замуж за Ф.Гилбрета, Лилиан защитила диплом по теме «Психология менеджмента», получив степень бакалавра, а потом и магистра в университете Беркли в Калифорнии – одном из ведущих учебных заведений США. Ей суждено было стать одной из первых дипломированных женщин-управляющих.

Вместе с мужем они решили вплотную заняться движениями рук каменщиков. Для этого они использовали новейшее изобретение – кинокамеру, – к которой был прилажен микрохронометр – сконструированные самим Фрэнком часы, которые способны были замерять очень малые интервалы времени.

Как видим, технические навыки Гилбрета очень сильно пригодились в деле. Результат не замедлил сказаться. В скором времени было достигнуто улучшение в виде сокращения числа движения с 18 до 4,5, что повысило производительность на целых 50%.

С помощью стоп-кадров Гилбретам удалось выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения треблигами (анограмма от фамилии «Гилбрет»).

Резюме:

Школа научного менеджмента стала переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Подход к управлению школы научного менеджмента был назван рационалистическим.

Представители этой школы занимались прежде всего управлением производством, главной своей задачей они считали повысить эффективность труда рабочих с помощью более продуманного подхода к организации трудового процесса.

На основе идей школы научного менеджмента возникла классическая или административная школа.

Название этой школы (административная) возникло вследствие того, что большинство ее представителей относились к администрации организаций.

Основоположником данной школы считается Анри Файоль (французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик).

Анри Файоль (1841-1925 гг.)

Первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако интерес к управлению вскоре перевесил. А.Файоль занял должность управляющего горнодобывающей компании Франции, находящейся в те дни на грани банкротства. Анри Файоль смог ее вывести в лидеры своей отрасли.

Наработанный опыт он изложил в книге "Общий и административный менеджмент", вышла в 1916 г. и тут же стала классикой своего жанра.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху.

Административная деятельность, согласно А.Файолю, делится на 4 функции:

планирование (менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации),

организация (менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени),

мотивация (менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники стремились к достижению поставленных перед организацией целей),

контроль (менеджер должен постоянно контролировать деятельность организации, производить корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации).

Таким образом, А.Файоль является автором разделения менеджмента на функции.

А.Файоль сформулировал 14 принципов управления, т.е правил, которые должны привести организацию к успеху:

Таблица 1 – Принципы менеджмента

Название принципа Пояснение
  1. Разделение труда распределение операций между работниками позволит повысить производительность труда.
2. Полномочия и ответственность право принимать решения, отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
3. Дисциплина взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил
4. Справедливость «Справедливость – это сочетание доброты и правосудия». Так сформулировал это сам А.Файоль. Руководитель должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время принять беспристрастное решение.
5. Вознаграждение Справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника
6. Единоначалие Каждый работник должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
7. Единство цели Работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
8. Централизация Сосредоточение управления в одном центре, в одних руках. В организации д/б управляющий центр.
9. Принцип скалярной цепи Иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
10. Подчинение индивидуальных интересов общим Интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
11. Порядок Каждый работник должен иметь свое рабочее место
12. Стабильность персонала Текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
13. Корпоративный дух Сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
14. Инициатива Работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива. (у работника д/б возможность проявления инициатив)

Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократического управления организацией немецкого ученого М. Вебера (выдающийся немецкий ученый, социолог, экономист, историк, философ, культуролог, юрист).

М. Вебер искал ответ на вопрос:

«Что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина?»

Ответ он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника.

Модель рациональной бюрократической организации, какой её видел М.Вебер, характеризуется следующими признаками:

1) Разделение труда на базе функциональной специализации

2) Иерархическая система распределения власти

3) Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников

4) Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях

5) Прием в организацию и продвижение на основе компетентности

6) Внутренняя система отношений основана на взаимодействии должностей, а не личностей

7) Управление административной деятельностью на основе письменных инструкций

Данная модель оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.

В 30-ые годы 20 века зародилось новое направление – школа человеческих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: