Ресурсы

Ресурсы – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания материальных благ и услуг.

Виды ресурсов

Природные ресурсы – это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др.

Трудовые ресурсы – это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет, которое делится на две группы:

1. Экономически активное население – занятое в общественном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования;

2. Экономически пассивное население – часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д.

Материальные ресурсы – средства производства (станки, здания, сырье, материалы и т. д.), которые используются в производстве товаров и услуг.

Финансовые ресурсы – это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг.

Информационные ресурсы – обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

Информационные ресурсы можно разделить на 3 основные группы:

1. информация делового характера – управленческая, социальная, финансовая, статистическая, коммерческая информация; данные о продукции и т.д.

2. информация для специалистов – экономическая, научно-техническая, производственная, технологическая, маркетинговая и т.д.

3. информация массового характера правовая, общественно-экономическая, учебная, справочная, словарно-экциклопедическая; сведения о культуре, досуге, здравоохранении, спорте и пр.

Абсолютная и относительная редкость и ограниченность ресурсов

Ресурсы для удовлетворения потребностей человека ограничены.

Абсолютная ограниченность – для удовлетворения потребностей всех членов общества ресурсов недостаточно

Относительная ограниченность – для удовлетворения «разумных» потребностей ресурсов достаточно.

Следствия ограниченности ресурсов:

1. Необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества.

2. Появление конкуренции, соперничество за доступ к более эффективным ресурсам общества.

3. Возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).

4. Возникновение необходимости решения вопросов о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.

Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению. Таким образом, ограниченность ресурсов порождает проблему выбора.

Перед любым хозяйствующим субъектом возникает три основных вопроса:

1. Что и сколько производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Основная проблема экономики

Безграничные потребности
Рациональное распределение и использование ресурсов
Ограниченные ресурсы
Рост потребностей
Редкость благ
Выгоды
Затраты
Количественный конфликт
Проблема выбора
Альтернативность
Экономическое поведение
Принятие решений

Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет экономической теории.


Тема 1.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Понятие экономической системы

Система – это упорядоченное множество компонентов, находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Задачи экономической системы:

1)формирование и обеспечение работоспособности экономики,

2) координация всех видов экономической деятельности,

3) реализация социальных целей.

Факторы, влияющие на развитие экономической системы:

· существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений,

· структура собственности,

· механизмы обеспечения информацией и координацией,

· механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.

Неэкономические факторы экономических систем

· социокультурные (национальные, религиозные, этические, «ментальные» и т. п.),

· социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т. д.),

· постэкономические (социально-творческие и коммуникативные),

· природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы.

Классификация экономических систем

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т. е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных экономистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны.

Формационный подход

Формационный подход характерен для марксистской теории. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства. Способ производства это совокупность производительных сил и производственных отношений, уровень развития которых определяет переход от одной формации к другой, более прогрессивной. Изменения начинаются с производительных сил, от степени развития которых зависит эффективность материального производства. Вторая сторона способа производства – производственные отношения. Их характер (феодальные, капиталистические и др.) определяется формой собственности на средства производства.

Совокупность производственных отношений образует базис общества. Экономический базис определяет надстройку, т.е. политические, художественные, юридические, философские, религиозные взгляды людей и соответствующие им учреждения.

По мысли К. Маркса общественно-экономическая формация – это совокупность базиса и надстройки. Трехчленная классификация экономических систем по Марксу.

1. Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытно-общинный и азиатский способы производства.

2. Вторая крупная формация – вторичная основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм).

3. Третья – коммунистическая – основанная на уничтожении частной собственности, включающая в себя целый ряд способов производства и состоящая из двух фаз, низшей из которых является социализм.

Общим для всех общественно-экономических формаций является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. На определенном этапе развития формации возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, что приводит к смене старого способа производства новым, более прогрессивным.

В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Данный подход, как и всякий другой, имеет достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстала в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода – в том, что он применим в основном к Западной Европе и поэтому не имеет всеобщего значения.

Цивилизационный подход

Цивилизация – это такая интегральная общественная система, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов.

В основе цивилизационного подхода лежит идея о существовании общих закономерностей деятельности и развития человека как индивида и члена общества. Исходными моментами при этом являются:

а) потребности, обусловленные человеческой жизнью;

б) деятельность людей;

в) создаваемые людьми материальные ценности.

В соответствии с данной концепцией в общественном развитии выделяется семь цивилизаций.

Типы цивилизаций

Неолитическая – длилась 35 веков.

Восточно-рабовладельческая – 20-30 столетий.

Античная – 12-13 веков.

Раннефеодальная – 7 столетий.

Прединдустриальная – 4,5 столетий.

Индустриальная – 2,3 столетий.

Постдиндустриальная – 2 века.

Степень индустриального развития общества

Цивилизационный подход лишен классовых условностей. В этом – его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилизационному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом таится опасность цивилизационного подхода.

Признаки классификации экономических системна основе способа организации хозяйственной деятельности:

1)форма собственности на факторы производства,

2)кто и как принимает основные экономические решения,

3)способ координации экономической деятельности,

4)мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности.

На основе этих критериев можно выделить следующие экономические системы(формы общественного хозяйства): традиционная, командно-административная (плановая), рыночная, смешанная.


Традиционная экономика – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями. Характерные черты:

1. Многоукладность, т. е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности (натурально-общинное хозяйство – основано на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – основано на мелкой частной собственности).

2. Механизм принятия экономических решений (в рамках натурально-общинного уклада решения принимаются советом старейшин или главой рода, крестьяне и ремесленники осуществляют экономические решения самостоятельно).

3. Стимулы к ведению хозяйства (в натурально-общинном укладе стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников ориентируется не только на удовлетворение потребностей, но и на получение прибыли).

4. Научно-технический прогресс ограничен, так как использование новых технологий сдерживается сложившимися в обществе традициями.

5. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

6. Неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

Командно-административная, плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Характерные черты:

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы). Ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Централизованное фондирование предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

4. Централизованное, сознательное установление народнохозяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления.

5. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда – монополизм производителей.

6. Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей.

В итоге: господство производителя над потребителем. На рынках при такой системе покупается только то, что производится. Выбора у потребителя нет. Общественная оценка труда производителя искажается и, рано или поздно, становится ложной, субъективной. Эффективность системы неуклонно падает.

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. Характерные черты:

1. Наличие частной собственности на экономические ресурсы.

2. Свободная конкуренция между хозяйствующими субъектами, не позволяющая ни одному из них завладеть абсолютной экономической властью.

3. Наличие множества независимых производителей, которые сами решают, что, для кого и как производить.

4. Наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать.

5. Личная свобода всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда.

6. Рыночный механизм ценообразования, в основе которого лежит действие объективных экономических законов спроса и предложения.

7. Доминирование личных материальных интересов над коллективными и общими.

8. Ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющей их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.

9. Ограниченная роль государства в экономике, оставляющего за собой функции обеспечения национальной безопасности страны, организации общественных работ и взимания налогов.

Обеспечивается, в итоге, господство потребителя над производителем. Действует принцип: производится только то, что покупается.

НО! экономической системы, отвечающей всем требованиям рыночной экономики, не существовало никогда и не существует сейчас. Это, скорее, некий идеал рыночной системы, к которому капиталистическая система должна была стремиться. B наибольшей степени подобному идеалу отвечал капитализм первой половины XIX в. Заложенные объективно внутренние противоречия капитализма (одновременно они – и источник его развития) привели многие страны во второй половине XIX в. к появлению периодически повторяющихся (регулярных) экономических кризисов, в результате чeгo, а также благодаря возникновению крупных монополий капиталистическая система быстро отдалилась от системы «чистого» капитализма. Поэтому в большинстве развитых стран хозяйственный механизм постепенно трансформировался в смешанную экономику.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Характерные черты:

1. Многообразие форм и видов собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности.

2. Развитая система рынков, конкуренции и цен.

3. Возможность любого хозяйствующего субъекта в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности, самостоятельно решать основную экономическую проблему: «Что? Как? Для кого?».

4. Эффективная роль правительства в регулировании экономики. При этом основными инструментами регулирования рынка выступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т. д.

5. Открытость экономики, означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий и т. д.

6. Сохранение духовных ценностей народа, традиций, обычаев и хозяйственных навыков.

Переходная экономика – это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой. Характерные черты:

1. Одновременное существование экономических отношений старой системы и новых, присущих зарождающейся системе.

2. Наличие многоукладности экономики.

3. Обострение социально-экономических отношений, которое уменьшается по мере создания новой экономической системы.

4. Экономические системы развиваются в рамках определенной формы собственности.


Тема 1.5. Собственность

Собственность – система экономических и юридических отношений характеризующих социально-экономические и организационные формы присвоения имущества. Собственность – санкционированные, признанные обществом отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и их использованием.

Категория «собственность» – следствие факта редкости ресурсов и возможности их альтернативного применения. Отношения собственности – это система ограничения доступа других людей к редким ресурсам, к какому-либо имуществу.

Главной составляющей отношений собственности является присвоение, т. е. отчуждение вещи от других людей. Отчуждение – лишение данного лица возможности использовать некое имущество. Иными словами, для одного человека определенное имущество является своим, а все другие люди воспринимают это имущество как чужое.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, представленная лицом, группой лиц, обладающих каким-либо имуществом, распоряжающихся и пользующихся им.

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде какого-либо имущества, принадлежащего целиком или частично собственнику.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

Субъекты собственности:

· физические лица (граждане),

· юридические лица – организации (объединения лиц, предприятия, учреждения),

· государство (на федеральном уровне) и его субъекты (республики, края, области и т. д.),

· муниципальные образования.

Объекты собственности:

· недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п.),

· движимые вещи (деньги, ценные бумаги и т. п.),

· интеллектуальная собственность.

Собственность в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ (материальных и нематериальных). Эти отношения определяют характер общественного строя; они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями жизни людей.

Собственность экономически реализуется, т.е. приносит доход. Собственник может реализовываться на основе труда самого собственника или на основе наёмного труда, когда собственник вещественных факторов производства присваивает результат производства наемного работника. Условием и предпосылкой получения дохода является хозяйственное использование собственности либо непосредственно собственником, либо уполномоченными им лицами.

Вступая в экономические отношения, все субъекты обязаны руководствоваться в своей деятельности существующими в обществе «правилами игры», которые, являясь юридической стороной собственности, выступают, прежде всего, в виде прав собственности.

Собственность, как юридическая категория, определяет принадлежность объекта собственности её субъекту, владельцу; регулирует оборот имущества, т.е. смену собственника.

Собственность с юридической точки зрения характеризуется как право владения, пользования и распоряжения имуществом со стороны собственника.

Владение – начальная форма собственности, отражающая документальное закрепление субъекта собственности, его право на обладание благом.

Пользование – применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Распоряжение – право и возможность использовать объект собственности любым желаемым способом (продажа, дарение, обмен, аренда, передача под залог).

В экономических отношениях складываются разные комбинации владения, пользования и распоряжения. Эти права могут быть сосредоточены у одного индивида. Например, крестьянин, являющийся собственником земельного участка, принимает решение о способе его использования и самостоятельно его обрабатывает.

Перечисленные права могут принадлежать и разным людям. Например, владелец-собственник земли передает ее в распоряжение арендатору, который нанимает сельскохозяйственных рабочих для ее обработки, т. е. непосредственных пользователей.

Триада «владение» – «пользование» – «распоряжение» не исчерпывает всего богатства возможных функций собственности. Хозяйственная практика свидетельствует о многообразном применении прав собственности. Это привело к формированию в западной экономической мысли экономической теории прав собственности.

Формы и виды собственности

В мировой практике выделяют следующие основные формы собственности: индивидуальную, коллективную, общую и смешанную. Каждая форма имеет свои виды. Под видом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности.

Индивидуальная собственность

Субъектом индивидуальной собственности является физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности на основе действующего законодательства. Виды индивидуальной собственности:

Личная собственность охватывает объекты, используемые и потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам бесплатно. Она не используется для извлечения собственником дохода.

Объекты частной собственности предоставляются в пользование другим лицам за определенную плату.

Коллективная собственность

Субъектом коллективной формы собственности является сообщество собственников (семья, товарищество, кооператив, общественные организации и др.).

Виды коллективной собственности:

1) общая совместная (объектом является совместно нажитое семьей имущество).

Совместная собственность имеет следующие черты:

1. все объединенные в коллектив люди относятся к средствам производства и другим факторам как к совместно и нераздельно им принадлежащим;

2. не определяется и не выделяется доля имущества отдельных лиц;

3. общий доход от хозяйственного использования совместной собственности распределяется согласно установленному порядку.

2) общая долевая (собственность отдельных трудовых коллективов – хозяйственных обществ, товариществ, кооперативов).

Для долевой (групповой, корпоративной) собственности характерны:

· объединение частных вкладов в общее имущество;

· использование в общих интересах владельцев (пайщиков) под единым контролем и управлением;

· распределение конечных результатов между участниками коллективного хозяйства с учетом доли собственности каждого из них.

3) собственность общественных организаций (профессиональных и творческих союзов, различных фондов и др.).

Общая собственность

Общая собственность представляет собой совместную принадлежность тех или иных объектов всему обществу.

Виды общей собственности:

общенародная собственность (природные богатства общенародного пользования, равнодоступные всем членам общества),

государственная собственность (часть общенародной собственности, переданная по решению органов власти в ведение и распоряжение государственных предприятий на определенных условиях использования) с одновременным делегированием ответственности),

региональная собственность (переданная в ведение и распоряжение региональных государственных органов),

муниципальная собственность (переданная в распоряжение местных органов власти).

Смешанная собственность

Смешанная собственность возникает на основе объединения в различных комбинациях тех или иных форм собственности.

Например, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – общей и все они соединяются на одном предприятии, то такая форма становится смешанной. Сюда же можно отнести и собственность с участием иностранных граждан и фирм. В этом случае образуется совместное предприятие.


Раздел 2. микроэкономика

Тема 2.1. Структура рыночной экономики

Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин «рынок» часто используется и сегодня.

По мере общественного развития понятие «рынок» приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка:

· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена,

· рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать «рынок» как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.

В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Условия возникновения рынка

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

1) Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами).

2) Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

3) Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Основные объекты и субъекты рыночной экономики и их взаимодействие

При рассмотрении состава рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

Функции и роль рынка в экономике.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

· Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.

· Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

· Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

· Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

· Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

· Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

· Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Условия для функционирования рынка

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

· свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

· свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

· конкуренция, которая является основой рынка;

· гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

· устойчивые денежная и финансовая системы;

· стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

1. многообразие форм собственности;

2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;

3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

5. поддержание здоровой конкуренции;

6. развитая инфраструктура.

Классификация рынков. Типы и виды рынков.

Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

· тесные связи между ее элементами;

· определенная устойчивость этих связей;

· целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

· Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

· Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

· Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

· Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

· Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Система, структура и инфраструктура рынка

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

· как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

· как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

· как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

· биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

· аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

· кредитная система, коммерческие банки

· эмиссионная система, эмиссионные банки

· система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· налоговая система и налоговая инспекция;

· система страхования различных рисков и страховые компании;

· специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

· торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

· таможенная система;

· профсоюзы работающих по найму;

· коммерческо-выставочные комплексы;

· система высшего и среднего экономического образования;

· аудиторские компании;

· консультативные (консалтинговые) компании;

· общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

· специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.


Тема 2.2. Спрос и его факторы

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене - платежеспособный спрос.

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно, чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

· Цена данного товара (Р);

· Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s, Р c);

· Текущие доходы потребителей (I);

· Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

· Объективные (внешние) условия потребления (N);

· Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама (Inf);

· Запасы товара (R);

· Период времени, в том числе и сезонность потребления (T);

· Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса. В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f (P)

где Q d - объем спроса.

Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:

Цена товара, руб.        
Количество товара, шт.        

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

· снижение цены увеличивает число покупателей,

· расширяет их покупательную способность,

· делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:

Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.

Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.


Тема 2.3. Предложение и его факторы

Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

Законпредложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.

Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения.

Факторами предложения являются:

· Цена данного товара (Р);

· Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);

· Издержки производства (С);

· Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G);

· Уровень технологии, управления и организации труда (Tech);

· Количество фирм на рынке (N);

· Имеющиеся производственные мощности (M);

· Объективные (внешние) условия производства (O);

· Информация о рынке (Inf);

· Ожидания производителей (Е).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

·

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены. Изменение предложения – это смещение самой кривой предложения в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

· фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;

· в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня (w 0) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы.

Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги.


Тема 2.4. Рыночное равновесие, его устойчивость

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow