Рабочая сила - совокупность физических и духовных сил человека, которые можно использовать в производстве.
Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
Тема 2.7. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Общественное производство и его основные элементы
Производство – процесс создания экономических благ, результат соответствующего преобразования факторов производства (ресурсов).
Средства производства - предметы труда (все то, на что воздействует человек в процессе труда и средства труда (то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда - орудия труда и производственная инфраструктура).
Производственные отношения - отношения, в которые вступают люди в процессе производства (социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические). Они формируют:
1. Разделение труда:
· общественное,
· производственное,
· внутриотраслевое,
· народно-хозяйственное,
· региональное,
· международное.
|
|
2. Специализацию производства:
· подетальную,
· поузловую,
· предметную,
· технологическую,
· отраслевую,
· региональную.
2. Кооперацию связей в производстве:
· простую,
· сложную.
Структура общественного производства:
1. Сфера материального производства - производство продукта в материально-вещественной форме (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказание услуг материального характера (транспорт, связь, бытовое обслуживание).
2. Сфера нематериального производства - оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, искусство и т. п.) и духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (изобретения, книги, картины и др.).
Типы общественного производства
Тип производства определяется комплексной характеристикой технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции.
1. Единичное производство характеризуется малым (штучным) объемом выпуска разнообразной и непостоянной номенклатуры продукции ограниченного потребления. Как правило, повторный выпуск и ремонт этой продукции не предусматривается.
2. Серийное производство характеризуется одновременным изготовлением сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени. При этом под серией понимается выпуск ряда конструктивно одинаковых изделий, запускаемых в производство партиями (сериями), одновременно или последовательно, непрерывно в течение определенного планового периода. В зависимости от количества изделий в партии или серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.
|
|
3. Массовому производству свойственны непрерывность и относительно длительный период изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в значительных количествах.
Формы организации производства
Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и в пространстве элементов производственного процесса при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.
1.Концентрация производства – это сосредоточение производства промышленной продукции на крупных предприятиях и увеличение размеров предприятий или объединений. Различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.
2. Специализация производства – это сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Выделяют технологическую, предметную и подетальную специализацию.
3. Кооперирование – форма организации производства, которая предусматривает формирование производственных связей между предприятиями, каждое из которых специализируется на производстве отдельных частей единого изделия. Различают агрегатное, подетальное и стадийное кооперирование.
4. Комбинирование производства – это объединение в пределах одного крупного предприятия технологически разнородных, но экономически связанных производств. Комбинирование может иметь место:
1) на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и др. комбинаты);
2) на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности);
3) при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов (предприятия лесной, кожевенной и др. отраслей промышленности).
5. Диверсификация производства – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Воспроизводство: его виды и фазы
Воспроизводство – это производство, рассматриваемое как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг.
Потребление – процесс конечного использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека
Обмен – процесс движения благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей.
Распределение – процесс определения доли, пропорций участия каждого хозяйствующего субъекта в произведенном продукте.
Виды воспроизводства:
Расширенное воспроизводство – повторение процесса производства в увеличенных размерах. Особенность – часть прибавочного продукта идёт на расширение производства.
Простое воспроизводство – повторение процесса производства в неизменных размерах. Особенность – весь прибавочный продукт идёт на личное потребление товаропроизводителя.
Факторы производства, их взаимодействие и комбинация.
Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг:
· природные (естественные) - исчерпаемые и неисчерпаемые,
· материальные (капитальные) - созданные человеком средства производства,
|
|
· трудовые - трудоспособное население страны,
· финансовые инвестиционные) - денежные средства, которые могут быть выделены на организацию производства.
При вовлечении непосредственно в производство ресурсы становятся факторами производства: труд (зарплата), земля (рента), капитал (процент), предпринимательская способность (прибыль).
Количество выпускаемой продукции зависит от примененных для её производства факторов и их комбинации между собой. Раз возможны различные комбинации факторов, значит, есть вариант, при котором можно достичь их оптимального сочетания.
Зависимость между количеством вложенных ресурсов и объемом производства описывается производственной функцией, которая характеризует максимальный объем выпуска, которого можно достичь при любом заданном наборе ресурсов:
В графической форме производственная функция фирмы может быть представлена группой изоквант (от греч. isos – одинаковый и лат. quantum – количество). Изокванта представляет собой кривую, которая показывает все сочетания производственных факторов, дающих определенный объем выпуска продукции.
Изокоста – это линия равных затрат, отображающая всё множество комбинаций объёмов применения ресурсов «труд – капитал», денежные расходы на покупку которых одинаковы.
Теория предельной производительности факторов
В теории производства используют понятия общего, среднего и предельного продукта.
Общий продукт, ТР (total product) – это одно и то же, что и общий объем выпуска.
Средний продукт характеризует среднюю производительность всех единиц ресурса (труда, капитала), предельный продукт – производительность последней дополнительной единицы ресурса.
Средний продукт труда, АРL (average product of labour) показывает количество общего продукта, которое приходится на единицу труда:
Средний продукт труда также называют производительностью труда.
Средний продукт капитала, АРK (average product of capital) показывает количество общего продукта, которое приходится на единицу капитала:
|
|
В основе динамики предельного продукта лежит закон убывающей предельной производительности (или убывающей отдачи): при увеличении вложений одного фактора производства и неизменности других, отдача этого ресурса (предельный продукт) сначала быстро растет, а затем начинает убывать.
Объясняется это тем, что по мере увеличения вложений одного ресурса (труда) на его долю приходится всё меньшее и меньшее количество фиксированных ресурсов (например, капитала) вследствие чего производительность труда падает. Убывание, сокращение предельного продукта определяет динамику совокупного и среднего продукта, которые также сначала возрастают, а затем начинают сокращаться.
Закон убывающей доходности (предельной производительности) не имеет четкой системы доказательств, он основан на здравом смысле и эмпирических наблюдениях.
Тема 2.8. Фирма как рыночный агент
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами.
Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.
Однако следует отметить, что в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства для всех хозяйствующих субъектов подразумевается максимизация прибыли, другие концепции фирмы считают допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, власти, структуры и квалификации работников. Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют:
· защитные цели, которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы;
· позитивные цели, которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.;
· сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы этот рост;
· постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие;
· технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.
Совокупный, средний и предельный доход фирмы
Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками производства. Следовательно, чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующий прибыль, необходимо проанализировать ее доходы.
Совокупный доход (total revenue) – это объем выручки, который фирма получает от реализации товара на рынке.
Средний доход (average revenue) – это совокупный доход на единицу продукции:
Предельный доход (marginal revenue) представляет собой приращение общей выручки фирмы в результате продажи дополнительной единицы товара:
Нормальная прибыль – это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли.
Тема 2.9. Основные ТИПЫ рыночных структур
Факторы, определяющие рыночную структуру.
Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.
Рыночную структуру определяют множество факторов:
· Количество фирм в отрасли и их размеры;
· Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
· Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
· Количество покупателей.
· Способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы.
и так далее.
Основными являются 3 фактора:
· Количество фирм в отрасли и их размеры;
· Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
· Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
· рынок совершенной (чистой) конкуренции;
· чистая монополия;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
· Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
· Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?