double arrow

Развитие концепций познания в истории философии

Тема 6. Актуальные проблемы теории познания

М. Полани // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 194-196.

1. Что такое личностное знание?

Большинство философов и ученых полагают, что знания об объекте тождественны самому объекту познания. Напротив, скептики сомневаются в возможностях человеческого познания, размышляют о его субъективности. И. Кант, поставив проблему «Что я могу знать?», пришел к выводу, что сколько бы человек не проникал вглубь явлений, его знание все же будет отличаться от вещей, «каковы они есть на самом деле».

Полани хотел предложить иной идеал знания — личностное знание. Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу: ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным. Но это кажущееся противоречие разрешается иной трактовкой самого понятия «знание». Для меня знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства. Акт познания осуществляется посредством упорядочения ряда предметов, которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в искусный результат, теоретический или практический.

Ориентиры и инструменты — это только ориентиры и инструменты; они призваны служить искусственным продолжением нашего тела, а это предполагает определенное изменение индивидуальной деятельности.

2. Какую роль сможет сыграть концепция личностного знания в эпоху кризиса техногенной цивилизации?

Наиболее распространенная сейчас концепция науки, основанная на разделении субъективности и объективности, стремится исключить из картины науки это явление страстного, личностного, чисто человеческого создания теорий или в крайнем случае минимизировать его, сводя к фону, который можно не принимать во внимание. Ибо современный человек избрал в качестве идеала знания такое представление естественной науки, в котором она выглядит как набор утверждений, «объективных» в том смысле, что содержание их целиком и полностью определяется наблюдением, а форма может быть конвенциональной. Чтобы искоренить это представление, имеющее в нашей культуре глубокие корни, следует признать интуицию, внутренне присущую самой природе рациональности, в качестве законной и существенной части научной теории. Поэтому интерпретации, сводящие науку к экономичному описанию фактов, или к конвенциональному языку, или к рабочей гипотезе, призванной обеспечить удобство человеческой деятельности, - все они игнорируют рациональную суть науки.

Личностное знание проявляется в оценке вероятности и порядка в точных науках, как с еще большей эффективностью выступает оно в описательных науках при анализе умения и мастерства. Во всех этих случаях акт познания содержит элемент оценки; и этот личностный коэффициент, который сообщает форму всему фактическому знанию, одновременно служит также для соединения субъективности и объективности. В нем скрыто стремление человека преодолеть собственную субъективность путем самоотверженного подчинения своих личных свершений универсальным стандартам.

Интеллектуальные достижения человека возможны с помощью машины или без ее помощи, в то время как сама машина может функционировать только как продолжение человеческого тела и под руководством человеческого разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: