Философия и образование. Современные проблемы философии образования

В.С. Библер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 681-685.

1. В чем заключается общий замысел «школы диалога культур»?

Два момента существенны для всех классов школы. Во-первых, начиная с третьего класса, параллельно с усвоением соответствующих культур идет углубление культуры родной речи. Античная, средневековая, нововременная культура погружаются в стихию родной речи, укореняются в ней, сопрягаются с национальными смыслами культуры. Во-вторых, во всех классах существенным является орудийная сторона культуры. Формирование навыков и умений имеет не только прагматический смысл, но вводит в оборот ту внелогическую закраину, которая весьма существенна для понимания смысла культуры. Такое построение содержания образования предполагает совершенно иные, по сравнению с традиционными, педагогические принципы. Прежде всего меняется сама позиция учителя на уроке. Он выступает не как представитель анонимного, существующего независимо от него и от учеников знания, которое ребенок должен усвоить. Учитель вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою, неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивающим предложенное знание.

2. Чему и как должны учить в каждом классе этой школы?

Основные моменты схемы чему и как должны учить в каждом классе этой школы:

1-2 классы (подготовительные). Это классы, в которых завязываются те узелки понимания, которые станут в дальнейшем основными предметами диалогов, освоения, развития. Задача этих классов не только в том, чтобы дать ребенку определенные знания, умения и навыки, но в том, главным образом, чтобы формировать у него точки удивления, помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса, эстетической активности.

3-4 классы посвящены изучению античной культуры. Обучение в этих классах опирается на то расшатывание исходных понятий и формирование «точек удивления», которое осуществляется в первых двух классах. Античная механика, математика, трагедия, философия осваиваются как моменты целостной античной культуры. Античная культура, с одной стороны, осваивается в ее внутренней амбивалентности, во внутреннем диалоге с Египетско-Вавилонской культурой; в диалоге мифологического и логического понимания; в диалоге двух мифологий и двух интенций Логоса - мифологии Титанов (силы Хаоса) и мифологии Олимпа (силы Космоса).

Античность 3-4 классов – это современная античность, - как она актуальна в культуре XX века, в своей способности раскрыть и развить свои смыслы в ответ на вопросы нашего времени. Основой античного понимания, сознания, обобщения является идея эйдоса, составляющего основу античного понятия, позволяющего упорядочить хаос, превратить его в эстетически значимый космос. Именно античная культура реально и осознанно осуществляет соединение образа и понятия, этим определяется место этой культуры в школе диалога культур - непосредственно после подготовительных классов, что связано с особой актуальностью этого способа понимания для младшего школьника.

5-6 классы посвящены культуре Средневековья. Для культуры Средневековья характерен иной по сравнению с античностью, причащающий разум, связанный с принятием христианства. Однако обучение в «средневековых» классах не должно быть превращено в уроки религии. Реалии веры и культуры должны быть осмыслены в повороте на культуру, верование сдвинуто в сторону «фундаментального сомнения». Идея культуры реализуется в обучении через поэтику средневекового произведения. Важнейшее средоточие этой культуры - храм. «Социум» культуры Средних веков - это не социум античной трагедии, но жизнь в круге храма; движение в храм, литургия, движение из храма в свою индивидуальную земную жизнь. В «средневековых» классах особое значение имеет развитие речевой, словесной культуры, авторитет Слова, первоначального текста и его бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов, помимо Библии, предполагается «Слово о полку Игореве». Осмысление речевой культуры невозможно вне исторической стихии родного языка.

7-8 классы — культура Нового времени. В основу обучения должны быть положены (с учетом диалога между нововременными классами и классами «античными» и «средневековыми») классические школьные курсы, изложенные в обычных учебниках, но взятые под вопрос, соотнесенные с основными авторскими текстами — первоисточниками XVI-XIX вв. Здесь будут даны основные споры в математике, биологии, физике этого времени, дополненные и преображенные в коренных нравственно-поэтических перипетиях искусства Нового времени и в форме основных идейно-классовых столкновений. Нововременная культура осваивается в сквозном диалоге с культурами античной и средневековой. Здесь особую роль играет культура Возрождения, как сквозная — для Нового времени — форма такого диалога, как сжатый схематизм основных мучений индивида в горизонте нововременной личности. Решающее значение имеет для нововременного цикла идея познающего разума, основанного на эксперименте (в отличии и диалоге с космизирующим разумом античности и причащающим разумом средневековья), и идея прогресса, «восходящего развития», предполагающего открытое в бесконечность пространство – время.

9-10 классы — культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления) знания и умения, «загадки» и «отгадки», наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий и современных образов культуры ставит ученика на передний край напряжения знаний и незнаний, характерных для XX века. Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца века: личность и общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; космологическая проблема.

11-й класс — класс специально диалогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами; этот класс — педагогический, позволяющий определить сквозной смысл школы диалога культур.

3. Какова цель обучения в «школе диалога культур»?

Важной целью является сформировать в ребенке те базовые способности, которые являются суть человеческими: способность мыслить, способность понимать, способность действовать, способность взаимодействовать, переживать. Формирование этих способностей в качестве основного механизма усвоения требует рефлексии и рефлексивного мышления. Таким образом, в содержании образования должен быть восстановлен (существующий со времен Платона) философско-методологический компонент.

Система образования должна ориентироваться не на воспитание личности, ибо личность рождается усилиями самого человека, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления. Школа диалога культур — концепция школьного образования и соответствующая педагогическая практика, разрабатываемая В. С. Библером и частично реализованная в начальной и средней школе. Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, по-новому понят сам смысл образования. В центре его стоит образование человека, способного не только включиться в наличные формы деятельности и мышления, но и переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и организации методов преподавания, так и самого содержания образования. Позитивное содержание идей прошлого трансформировалось на данном этапе образования в парадигму личностно ориентированного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: