Структура познавательной деятельности. Познание и творчество

К. Роджерс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.

– С. 623-626.

1. Что такое творчество?

Ведущие представители гуманистического направления Карл Роджерс и Абрахам Маслоу подошли к творчеству как к способности, органически присущей полноценно живущим и развивающимся личностям. Быть личностью — значит быть в состоянии творить и строить уникальный мир, воспроизводящий всемирную историю и весь универсум культуры. Высота действительного совершенства человека измерима именно богатством его предметных отношений, их сложностью и многомерностью. К. Роджерс считает, что существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Именно эта потребность оправдывает разработку теории творчества — природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его развитию.

Самое главное в творчестве — это его новизна. В действительности история свидетельствует о том, что чем оригинальнее продукт творчества и чем шире последствия его применения, тем более вероятно, что он будет оценен современниками как зло.

2. Каковы условия творческой деятельности человека?

Какие условия связаны с творческими действиями? Роджерс считает их следующими.

Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что локус источника оценки находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. Удовлетворяет ли меня то, что я создал? Выражает ли это какую-то часть меня — моих чувств и мыслей, моей боли? Вот вопросы, которые по-настоящему что-то значат для творческого человека.

Стоит отметить некоторые особенности творчества индивидов. Первая — это то, что мы можем назвать: «Эврика!». Другая — волнующее чувство отъединенности. Многие значительные творения создавались не без ощущения: «Я один. Никто не делал этого раньше. Я осмелился ступить на территорию, где никто не бывал». Еще одним переживанием, которое обычно сопровождает творчество, есть желание общения.

3. Как можно сформировать творческую личность?

Сама природа внутренних условий творчества такова, что их появление нельзя спровоцировать, им нужно способствовать. Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.

Признание безусловной ценности индивида. Учитель, создающий условия для развития, способствует творчеству, если он чувствует, что индивид ценен сам по себе.

Психологическая свобода. Творчество развивается, если учитель, занимающийся развитием, предоставляют индивиду полную свободу символического выражения. Это означает для индивида полную свободу выражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, которое есть частью творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: