Современные проблемы социоантропогенеза

П. Тейяр де Шарден // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 465-466.

1. В чем заключается сложность проблемы определения сущности чело­века в современной науке?

Тейяр де Шарден говорит, что человек – самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Наука еще не нашла ему места в универсуме. Автор говорит, что физика смогла временно очертить мир атома; биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и не­которые механизмы его физиологии. Но данные, которые получаются при объединении всех этих черт, явно не соответствует действительности. Человек по представлениям современной науке – жи­вотное, подобное другим. По своей анатомии он мало отличается от человекообразных обезьян, что современные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминидов.

Но автор считает, что человек представляет собой нечто иное. Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека... Поэтому совершенно очевидно, что в своих реконструкциях мира нынешняя наука пренебрегает существенным фактором, или, лучше сказать, целым измерением универсума.

2. Почему рефлексия является фундаментальным отличительным свойс­твом психики человека от психики животного?

Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» чело­века над животными нужно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен — рефлексию.

Автор говорит, что рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение но­вого мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и дли­тельности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутрен­ней жизни не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. Все это свойственно человеку, но не свойственно животным. Животным свойственны инстинкты. Этим человек отличается коренным образом от животных.

3. Почему коэволюция биологического и психически духовного развития является основой возникновения человека?

Мозг смог увеличиться лишь благодаря прямой походке, освободившей руки, и вместе с тем благодаря ей глаза, приблизившись друг к другу на уменьшившемся лице, смогли смотреть в одну точку и фиксировать то, что брали, приближали и показывали во всех направлениях руки — внешне выраженный жест самой рефлек­сии!

Само по себе это чудесное сочетание не должно нас удивлять. Не является ли все, что образуется в мире, продуктом поразительного совпадения? Жизнь не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть. Так формируется зародыш в несущем его чреве.

Нам доставляет особенное удовлетворение признание того, что возникновение человека происходило на основе действия того же самого материнского закона. Мы рады признать, что возникновение разума связано с развитием не только нервной системы, но и всего су­щества. Однако на первый взгляд нас пугает констатация того, что этот шаг должен был совершиться сразу.

Сама рефлексия, которую П. Тейяр де Шарден рассматривал как фундаментальное отличие человека от животного, могла возникнуть только на основе социо­культурного взаимодействия членов первобытного коллектива, когда член этого коллектива мог взглянуть на себя со стороны, с точки зрения другого соплеменника. Без рефлексии невозможно не только самосовершенствование индивида, но и само существование общества, поскольку первоначально рефлексия означала интериоризацию норм надбиологической организации жизни первобытного общества каждым человеческим индивидом. А на основе этой интериоризации осуществлялся контроль за собственным поведением, как бы с точки зрения первобытной общины в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: