double arrow

Сферы социальной жизни общества


С. Амин, Ф. Утар // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 507-509.

1. Какие формы организации борьбы против глобализирующегося капи­тализма предлагают С. Амин и Ф. Утар?

Глобализация капитализма достигла предела своего развития. По этой причине нужно прозводить изменения в общественном порядке и устройстве. Нужно искать альтернативы. Альтернативы могут возникнуть только в результате борьбы с систе­мой тех, кто является ее жертвами. Именно они станут творцами истории. Не упрощая возможности и разнообразие целей этой борьбы, теперь можно выделить целый ряд полей для работы, которая составит основу для решительных изменений, необходимых для того, чтобы реализовать проект более человечных альтернатив. Они являются совершенно но­выми и не представляют собой «переделки» того, что было в прошлом. Новые реалии требуют новых ответов – более открытых и радикальных, чем те, которые им предшествовали. Амин и Утар предлагают следующие организации борьбы против глобализирующегося капитализма:

1. объединения тех слоев рабочего класса, которые называются «интегрированными» (то есть теми, кто имеет более или менее приличный заработок, минимум социальной защищенности и ста­бильную занятость) и тех, кто таковыми не является (безработные, временные рабочие, работники так называемого «неформального» сектора);




2. движения крестьян, способные предложить жизнеспособные аль­тернативы проектам, выработанным «агробизнесом»;

3. «гражданский фронт», с одной стороны, способный создать реальную демократию, гарантирующую для каждого – мужчин и женщин, «сообществ», не зависимо от того, сообщества ли это меньшинств или нет — другое будущее, не подчиняющееся «малоинтенсивной демократии» и/или автократии, с другой стороны, не поддающийся на провокации бессильных восста­ний, путь к которым прокладывают этницизм и религиозный фанатизм;

4. фронт «народов Юга», способный наложить обязательства на свои правительства и власти по ведению истинных переговоров об ус­ловиях глобализации;

5. максимально широкое соглашение о необходимости модели раз­вития, основанной на деятельности, гарантирующей сохранение окружающей среды, в противоположность формам управления, основанным на производительности, подчиняющимся законам краткосрочного извлечения прибыли и притворно уверенным в саморегуляции бизнеса;

6. другие фронты – женщин, коренных народов, людей, не имеющих документов и т.п. Любое нарастание борьбы должно измеряться в терминах этих задач. Достижением таких целей не могут считаться меры, которые не вносят вклад в построение иной мировой систе­мы – демократической, народной, полицентричной.



Эти изменения общественных отношений на мировом уровне могут происходить только в контексте новой мировой демократической системы, которая должна создаваться прогрессивны­ми общественными и политическими силами. Поэтому глобализация капитализма не есть высшее достижение истории, а общественная ре­акция против односторонней логики капитализма представляет собой фермент нового мира.

Проект гуманного ответа на вызов, брошенный глобализацией, вовсе не утопичен. Это единственно возможный реалистичный проект в том смысле, что развитие в этом направлении должно быстро объединить влиятельные общественные силы во всех регионах мира, способные предложить свою логику. Идущее полным ходом в настоящее время сближение различных движений может внести огромный вклад в этот процесс.

И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 484-485.

1. Почему, с точки зрения И. Валлерстайна, понятие «историческая система» более адекватно для анализа социальной структуры нежели понятие «общество»?

Капиталистический мир-экономика родился, с точки зрения Валлерстайна, в Европе XVI столетия. Это система, основанная на стремлении накапливать капитал, на политическом влиянии на уровень цен (на капитал, потребительские товары и на труд) и на устойчивой поляриза­ции с течением времени классов и регионов (центр-периферия). В последующие столетия эта система развивалась и охватила всю Землю. Ныне она достигла такого положения, что в результате противоречий своего развития вступила в длительный кризис.



Развитие капиталистического мира-экономики включало в себя создание всех основных институтов современного мира: классов, эт­нических/национальных групп, домохозяйств и «государств» Все эти структуры рождены капитализмом, а не предшествуют ему, все они являются следствием капитализма и процесса его развития. Более того, все эти институты фактичес­ки создавали друг друга. Классы, этнические/национальные группы и домохозяйства определяются государством, через государство, в отношении к государству и, в свою очередь, создают государство, оформляют государство, преобразуют государство. Это структурированный Мальстрим непрерывного движения, параметры которого измеряются через повторяющиеся регулярности, в то время как конкретные сочетания событий всегда уникальны.

Таким образом Валлерстайн говорит, что капиталистическая система, а не капиталистическое общество определило развитие и формирование социальной структуры. Вес структуры рожденные этой «исторической системой», а не обществом, которое также сформировалось в процессе развития этой системы.

2. Чем характерна социальная структура современной капиталистической мир-экономики?

Социальная структура современной мир-экономики характеризуется формированием статусных групп. Наиболее эффективная в современном мире статусная груп­па – это нация, поскольку именно нация притязает на контроль над определенной государственной структурой. В той мере, в которой нация не является государством, мы обнаруживаем потенциал для возникно­вения и расцвета националистических движений. Конечно, не в этом сущность того, чем является нация и что обычно питает националис­тическое движение. Совсем наоборот. Именно националистическое движение создает общность, именуемую нацией, или пытается ее со­здать. Во многих обстоятельствах, когда национализм не может служить классовым интересам, солидарность внутри статусной группы может кристаллизоваться вокруг замещающих полюсов: религии, расы, языка или иных конкретных культурных матриц.

3. Как взаимосвязаны элементы социальной структуры современного капитализма?

Государства, классы, этнические/национальные/статусные группы, домохозяйства – все эти институты формируют институ­циональный водоворот, одновременно продукт и содержание моральной жизни капиталистической мироэкономики. Далекие оттого, чтобы быть изначальными и предвечными сущностями, они являются зависимыми и взаимоопределяемыми экзистенциями.

Далекие оттого, чтобы быть сегрегированными и разделенными, они неразрывно переплетены сложным и противоречивым образом. Далекие от того, чтобы детерминировать друг друга, они в определенном смысле являются аватарами, воплощениями друг друга.







Сейчас читают про: