Классификация судового электрооборудования в зависимости от режимов работы
Основные сведения
Судовое электрооборудование будет работать надежно, если оно не только правиль
но сконструировано, но и правильно используется.
СЭО используется правильно, если оно соответствует условиям работы судового механизма, устройства и т.п.
Поясним сказанное на примере условий работы электродвигателей.
Например, электродвигатели насосов и вентиляторов работают с постоянной на-
грузкой, при неизменном токе.
В то же время электродвигатели грузоподъемных механизмов работают в более тя-
желых условиях – с частыми пусками, сопровождающимися бросками тока.
Ясно, что использовать в грузоподъемных механизмах электродвигатели, предна-
значенные для насосов или вентиляторов нельзя – они быстро сгорят.
Если, наоборот, использовать для насосов или вентиляторов электродвигатели, предназначенные для грузоподъемных механизмов, можно, но нецелесообразно – они ока-
жутся недоиспользованными по мощности, т.к. вместо работы в тяжелых условиях (с бро
сками токов) они станут работать в легких (с постоянной нагрузкой)..
Иначе говоря, каждому виду СЭО соответствует «свой», определенный режим рабо
ты. Тот или иной режим работы электрооборудования полностью зависит от технологиче-
ских условий работы механизма. Иначе говоря, механизм «навязывает» электрооборудо-
ванию (например, электродвигателю) свои условия работы – как работает механизм, так должен работать и электродвигатель.
Приведем основные сведения, связанные с понятием «режим работы электрообору-
дования», применительно к электродвигателям.
Это объясняется тем, что основную часть производимой на судне электроэнергии
(до 85…90%) потребляют именно электродвигатели.
Международная система классификации режимов работы электродвигателей
Режим работы электродвигателей - это установленный порядок чередования перио-
дов, характеризуемых величиной и продолжительностью нагрузки, отключений, торможе-
ния, пуска и реверса во время его работы.
Для иллюстрации этих режимов работы используют нагрузочные диаграммы, пред-
ставляющие собой зависимость параметра, характеризующего нагрузку приводного двига
теля от продолжительности t отдельных циклов, составляющих работу электропривода в течение определенного периода времени.
К параметрам, характеризующим нагрузку приводного двигателя электропривода,
относят:
1. полезную мощность Р;
2. полезный момент (момент на валу) М;
3. силу потребляемого тока I.
Существующие международные стандарты устанавливают 8 режимов работы элек-
трооборудования, обозначаемых S1…S8.
Существующие международные стандарты устанавливают 8 режимов работы элек-
трооборудования, обозначаемых S1…S8 (табл В.7).
Таблица В.7.
Режимы работы электрооборудования
| Название режима | Обозна- чение | Примеры судовых электроприводов | |
| Продолжительный | S1 | Вспомогательные механизмы ГД, вентиляторы МО и трюмные, рулевое устройство | |
| Кратковременный | S2 | Лебедки шлюпочные и траповые, якорно-швартовные устройства | |
| Повторно-кратковремен- ный | S3 | Грузоподъемные механизмы (лебедки, краны, порталы) | |
| Повторно-кратковременный, с определенным числом включений в час | S4 | Грузоподъемные механизмы (лебедки, краны, порталы) | |
| Повторно-кратковременный, с электрическим торможением | S5 | Грузоподъемные механизмы (лебедки, краны, порталы) | |
| Перемежающийся с длительностью цикла 10 мин | S6 | - | |
| Повторно-кратковременный с частыми реверсами при электрическом торможении | S7 | Грузоподъемные механизмы (лебедки, краны, порталы) | |
| Перемежающийся с двумя и более частотами вращения | S8 | - |
На судах, в основном, применяются электрооборудование первых трех режимов, а именно:
1. продолжительного S1;.
2. кратковременного S2;
3. повторно-кратковременного S3.
Продолжительным называют режим, при котором температура двигателя τ за время
работы поднимается от температуры окружающей среды θ
до установившейся θ
(рис. В.2, а).

Рис. В.2. Нагрузочные диаграммы и кривые нагрева двигателя при продол-
жительном S1 (а), кратковременном S2 (б) и повторно-кратковременном
S3 (в) режимах работы
Двигатель используется по мощности полностью, если установившаяся температу-
ра θ
равна максимально допустимой для класса изоляции θ
(таблица 1).
Таблица В.8.
| Класс изоляции | А | Е | В | F | Н | С |
| Предельная температура, ºС | >180 |
На судах морского флота применяют изоляцию таких классов:
1. для обмоток статоров – изоляцию классов Н и В;
2. для обмоток роторов – изоляцию классов Н, В и F.
Двигатель не используется по мощности полностью, если установившаяся темпера
тура θ
меньше максимально допустимой для класса изоляции θ
.
Двигатель перегружен, если установившаяся температура θ
больше максималь
но допустимой для класса изоляции θ
. Такой режим недопустим, т.к. приводит к высы
ханию и порче изоляции. Для предотвращения такого режима применяют электротепло-
вые реле, отключающие двигатель от сети.
На судах в режиме S1 работают насосы главного двигателя, вентиляторы МО, насо-
сы электрогидравлической рулевой машины и др. Продолжительность работы электрообо
рудования в режиме S1 составляет от десятков часов до десятков суток.