Продолжительный режим S1
Продолжительным называют режим работы двигателя, при котором температура превышения двигателя τ над температурой окружающей среды, за время работы поднимается от температуры окружающей среды θ до установившейся температуры θ (рис. 8.1а).
Рис.8.1 Нагрузочные диаграммы и кривые нагрева двигателя при продолжительном S1 (а), кратковременном S2 (б) и повторно–кратковременном S3 (в) режимах работы
Двигатель используется по мощности полностью, если установившаяся температура θ равна максимально допустимой для класса изоляции θ (таблица 1).
Таблица В.8.
Класс изоляции | А | Е | В | F | Н | С |
Предельная температура, ºС | >180 |
На судах морского флота применяют изоляцию таких классов:
1. для обмоток статоров – изоляцию классов Н и В;
2. для обмоток роторов – изоляцию классов Н, В и F.
Двигатель неполностью используется по мощности, если установившаяся температура θ меньше максимально допустимой для класса изоляции θ.
Двигатель перегружен, если установившаяся температура θ больше максимально допустимой для класса изоляции θ. Такой режим недопустим, т.к. приводит к высыханию и порче изоляции. Для предотвращения такого режима применяют электротепловые реле, отключающие двигатель от сети.
На судах в режиме S1 работают насосы главного двигателя,
вентиляторы МО, насосы электрогидравлической рулевой машины и др. Продолжительность работы электрооборудования в режиме S1 составляет от десятков часов до десятков суток.
Кратковременным называют режим, при котором температур
двигателя τ за время работы не успевает подняться до установившейся температуры θ, но за время паузы уменьшается до температуры окружающей среды θ (рис. 8.1, б).
Для этого режима применяют количественный показатель:
«длительность работы».
Стандарты устанавливают 3 значения длительности работы электродвигателей: 10, 30 и 60 мин.
На судах в кратковременном режиме работают шлюпочные и траповые лебёдки (длительность работы 10 мин) и якорно-швартовные устройства (длительность работы до 30 мин).
Повторно–кратковременный режим S3
Повторно–кратковременным называют режим, при котором
температура двигателя τ за время работы не успеваетподняться до установившейся температуры θ, а за время паузы не успевает уменьшаться до температуры окружающей среды θ (рис.В2., в).
Этот режим состоит из чередующихся кратковременных периодов работы t и времени пауз t.
Время цикла t равно сумме периодов работы t и времени пауз t
t = t + t
не должно превышать 10 мин. В случае превышения 10 мин наступает кратковременный режим работы – S2.
Для повторно-кратковременного режима применяют количественный показатель «продолжительность включения двигателя, его называют – ПВ ».
Продолжительностью включения двигателя (ПВ, ПВ%) называют
отношение времени работы двигателя к времени цикла, выраженное в относительных единицах или процентах:
ПВ = t / t, или ПВ% = (t / t)100%.
Стандарты устанавливают 4 значения ПВ%: 15, 25, 40 и 60%. Чем
больше ПВ%, тем большую часть времени цикла работает двигатель.
На судах в повторно-кратковременном режиме работают двигатели грузовых лебёдок и кранов.
Например, три обмотки статора электродвигатель типа МАП621-4/8/24 ОМ1 с номинальными скоростями 170, 700 и 1400 об/мин имеют такие значения: ПВ% 15, 40 и 40.
Это означает, что обмотка первой скорости (ПВ% = 15%) не предназначена для длительной работы и используется как разгонная, для выхода на вторую скорость.
В то же время обмотки вторая и третья скорости (ПВ% = 40%) – рабочие, используются для перемещения груза с достаточно большими скоростями.341 25.01.13 331 04.10.13