Выбор количества и мощности генераторов в режимах работы судна
Правильный выбор состава генераторов позволяет обеспечить безаварийную и эко-
номичную работу СЭС. Для выбора используют результаты расчета нагрузки СЭС во всех режимах работы.
Общую установленную мощность генераторов находят по режиму с наибольшим значением нагрузки, после чего приступают к выбору количества и мощности генераторов в каждом режиме. Для этого намечают несколько вариантов состава генераторов СЭС,
Сравнивают их по технико-экономическим показателям и выбирают оптимальный вариант.
При выборе необходим учитывать т р е б о в а н и я П р а в и л Р е г и с т р а:
1. на каждом судне должно быть не менее двух основных источников электроэнер
гии, причем одним из них может быть ВГ;
2. мощность генераторов должна быть такой, чтобы при выходе из строя любого из них оставшиеся обеспечили питание ответственных приемников электроэнергии в режи-
мах ходовом, аварийном и маневров;
3. суммарная мощность всех генераторов переменного тока должна быть достаточ-
ной для пуска самого мощного АД в случае выхода из строя любого генератора.
Кроме того, при выборе генераторов руководствуются следующим:
1. нагрузка выбранных генераторов при работе в продолжительных режимах (ходо-
вой, стоянка) должна составлять 70- 90 % номинальной, а при работе в кратковременных режимах (маневров, аварийный) нагрузка ДГ может быть снижена до 50-60 %, ТГ - до 40-50 %, ВГ - до любого уровня;
2. количество генераторов СЭС в большинстве случаев составляет 2-4, при этом 2 или 3 генератора продолжительно работают параллельно, а один находится в резерве.
3. целесообразно выбирать генераторы одного типа, что обеспечивает взаимозаме-
няемость деталей и узлов генераторов, а также облегчает их ТО;
4. установка стояночного ДГ меньшей мощности по сравнению с основными в боль
шинстве случаев нецелесообразна;
5. увеличение количества генераторов посредством уменьшения единичной мощно
сти позволяет повысить их загрузку, но усложняет схему СЭС и затрудняет обслуживание электростанции.
Мощность аварийных источников электроэнергии определяется количеством и мощностью особо ответственных приемников, перечень которых оговаривается Правилами Регистра СССР.
Э ко н о м и ч е с к у ю э ф ф е к т и в н о с т ь СЭС на стадии проектирования опре
деляют сравнением для 2-3 вариантов комплектации судовой электростанции значений приведенных затрат, сроков окупаемости и себестоимости электроэнергии.
Приведенные затраты 3 = Э + 0,15 К, где Э - годовые эксплуатационные расходы;
К - капитальные вложения. В сумму капитальных вложений (строительную стоимость) обычно включаются прейскурантная цена оборудования СЭС, транспортные расходы и расходы на монтаж. Эксплуатационные расходы образуются затратами на амортизацию, ремонт, топливо, смазочные материалы и обслуживание СЭС.
Судовые электростанции во всех режимах должны работать надежно и экономич
но, причем приоритет отдается надежности. На практике это означает, что ГА электростан
ции во всех или большинстве режимов работы недогружены по мощности, что ведет к перерасходу топлива: при мощности дизеля 75 и 50 % номинальной удельный расход топлива составляет соответственно 102-105 % и 107-112 % номинального.