Для завершения работы программ, процедур и функций без предварительного перехода по меткам к закрывающему end в TURBO PASCAL введены процедуры Exit и Halt.
Вызов Exit завершает работу своего программного блока и передает управление вызывающей программе. Если Exit выполняется в подпрограмме, то выполнение этой подпрограммы прекратится, и далее будет выполняться следующий за вызовом этой подпрограммы оператор. Если Exit выполняется в основной программе, выход из нее будет эквивалентен ее нормальному завершению.
Вызов процедуры Halt, где бы она не находилась, завершает работу программы и передает управление операционной системе.
Процедура Halt имеет структуру Halt(n), где n - код возврата, который может быть проанализирован операционной системой с помощью команды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному завершению работы программы. Вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен вызову Halt(0).
Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная библиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть запущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в построении программ и других модулей.
Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и строить программы практически любого размера.
Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и независимо компилируемую программную единицу.
В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами. Под программными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: константы, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является выполняемой программой, его элементы используются другими программными единицами.
Все программные элементы модуля можно разбить на две части:
- программные элементы, предназначенные для использования другими программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне модуля;
- программные элементы, необходимые только для работы самого модуля, их называют невидимыми или скрытыми.
В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основные части, называемые интерфейсом и реализацией.
В общем случае модуль имеет следующую структуру:
unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
interface
{ описание видимых программных элементов модуля }
{ описание скрытых программных элементов модуля }
begin
{ операторы инициализации элементов модуля }
end.
В частном случае модуль может не содержать части реализации и части инициализации, тогда структура модуля будет такой:
unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
interface
{ описание видимых программных элементов модуля }
implementation
end.
Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности.
Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вызова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта информация должна быть доступна для других программ и модулей. С другой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст - в часть реализации.
Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служебного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в часть реализации, причем заголовок может не содержать список формальных параметров.
Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью директивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции модуля является файл с расширением.TPU (Turbo Pascal Unit). Основное имя модуля берется из заголовка модуля.
Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в разделе описания модулей, например:
uses CRT, Graph;
В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к переменной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя, состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой.
Например, пусть имеется модуль, в котором описана переменная К:
unit M;
interface
var K: Integer;
implementation
.................
end.
Пусть программа, использующая этот модуль, также содержит переменную К:
Program P;
uses M;
var K: Char;
begin
.............
end.
Для того, чтобы в программе P иметь доступ к переменной K из модуля M, необходимо задать составное имя M.K.
Использование составных имен применяется не только к именам переменных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля. Рекурсивное использование модулей запрещено.
Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой используется этот модуль.