Модули. Операторы выхода

Для завершения работы программ, процедур и функций без предварительного перехода по меткам к закрывающему end в TURBO PASCAL введены процедуры Exit и Halt.

Вызов Exit завершает работу своего программного блока и передает управление вызывающей программе. Если Exit выполняется в подпрограмме, то выполнение этой подпрограммы прекратится, и далее будет выполняться следующий за вызовом этой подпрограммы оператор. Если Exit выполняется в основной программе, выход из нее будет эквивалентен ее нормальному завершению.

Вызов процедуры Halt, где бы она не находилась, завершает работу программы и передает управление операционной системе.

Процедура Halt имеет структуру Halt(n), где n - код возврата, который может быть проанализирован операционной системой с помощью команды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному завершению работы программы. Вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен вызову Halt(0).

Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная библиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть запущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в построении программ и других модулей.

Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и строить программы практически любого размера.

Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и независимо компилируемую программную единицу.

В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами. Под программными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: константы, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является выполняемой программой, его элементы используются другими программными единицами.

Все программные элементы модуля можно разбить на две части:

- программные элементы, предназначенные для использования другими программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне модуля;

- программные элементы, необходимые только для работы самого модуля, их называют невидимыми или скрытыми.

В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основные части, называемые интерфейсом и реализацией.

В общем случае модуль имеет следующую структуру:

unit <имя модуля>; {заголовок модуля}

interface

{ описание видимых программных элементов модуля }

{ описание скрытых программных элементов модуля }

begin

{ операторы инициализации элементов модуля }

end.

В частном случае модуль может не содержать части реализации и части инициализации, тогда структура модуля будет такой:

unit <имя модуля>; {заголовок модуля}

interface

{ описание видимых программных элементов модуля }

implementation

end.

Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности.

Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вызова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта информация должна быть доступна для других программ и модулей. С другой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст - в часть реализации.

Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служебного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в часть реализации, причем заголовок может не содержать список формальных параметров.

Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью директивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции модуля является файл с расширением.TPU (Turbo Pascal Unit). Основное имя модуля берется из заголовка модуля.

Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в разделе описания модулей, например:

uses CRT, Graph;

В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к переменной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя, состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой.

Например, пусть имеется модуль, в котором описана переменная К:

unit M;

interface

var K: Integer;

implementation

.................

end.

Пусть программа, использующая этот модуль, также содержит переменную К:

Program P;

uses M;

var K: Char;

begin

.............

end.

Для того, чтобы в программе P иметь доступ к переменной K из модуля M, необходимо задать составное имя M.K.

Использование составных имен применяется не только к именам переменных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля. Рекурсивное использование модулей запрещено.

Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой используется этот модуль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: