double arrow

Управление 3-фазным асинхронным двигателем с одного и двух постов


Схема нулевой защиты с аварийным выключателем

Вариант №2

Вариант №1

Нулевая защита

Схема защиты на рис. 109, а, применяется в случае, если в ней только один или два ( реверсивных ) контактора.

Для включения двигателя в сеть нажимают кнопку SB1 «Пуск», вследствие чего

включается линейный контактор КМ, который замыкает главные контакты КМ1...КМ3 и

вспомогательный КМ4.

Если после этого кнопку SB1 отпустить, ток в катушке КМ контактора поддержива

ется через вспомогательный контакт КМ4.

При снижении напряжения до недопустимого якорь контактора отпадает, контакты

КМ1…КМ3 размыкаются, двигатель отключается от сети и останавливается.

Кроме того, размыкается контакт КМ4, поэтому ток в катушке КМ контактора исче

зает.

При восстановлении напряжения до номинального ток в катушке КМ появится только после нажатия кнопки SB1 «Пуск».

Таким образом, данная схема исключает автоматическое повторное включение электродвигателя после восстановления напряжения. Пуск возможен только при участии человека.

Схема на рис. 109, б применяется как часть более сложной схемы управления в эле




ктроприводах, с числом контакторов более двух. К таким электроприводам относятся грузовые лебедки и краны, якорно-швартовные устройства и другие, управляемые при помощи командоконтроллера.

Как следует из схемы, рукоятка командоконтроллера имеет 5 положений: нерабо-

чее «0» и по два рабочих «I» и «II» в обе стороны ( «Вперед» - «Назад» ).

В исходном положении «0» контакт SA командоконтроллера замкнут. Поэтому при

подаче напряжения на зажимы А и В ( род тока не играет роли ) через этот контакт образу

ется цепь тока катушки реле напряжения KV.

Реле KV включается и замыкает три своих контакта: KV1, KV2 и KV3. Контакт KV1 шунтирует контакт SA ( но только в нулевом положении ), через контакты KV2 и KV3 поступает питание на остальную часть схемы управления.

Схема готова к работе.

При работе, например, в направлении «Вперед», рукоятку командоконтроллера

выводят из положения «0» и устанавливают в положение «I». При этом контакт SA размы-

кается, но остается замкнутым контакт KV1. Через него катушка KV продолжает получать

питание из сети.

При переводе рукоятки в положение «II» схема не изменяется.

При снижении напряжения ниже допустимого якорь реле KV отпадает, все три его

контакта размыкаются.

При размыкании контакта KV1 ток в катушке реле KV пропадает, а при размыка-

нии контактов KV2 и KV3 снимается питание с остальной части схемы управления. Двига

тель отключается от сети и останавливается.

При восстановлении напряжения до номинального ток в катушке КМ появится только после возврата рукоятки командоконтроллера в нулевое положение. Только тогда замкнется контакт SA, через который снова получит питание катушка реле KV и повторно замкнутся контакты KV1, KV2 и KV3.



. Таким образом, и эта схема исключает автоматическое повторное включениеэлектродвигателя после восстановления напряжения. Пуск возможен только при участии человека ( надо нажать кнопку SB1 «Пуск» ).

У электроприводов, управляемых при помощи командоконтроллера, заедание руко

ятки в промежуточном положении может привести к аварии, т.к. электродвигатель не оста

навливается.

Чтобы избежать аварии, в цепь катушки реле напряжения KV включают пакетный выключатель S1 ( рис. 110 ). Этот выключатель называют аварийным или выключателем управления. Выключатели устанавливают на тумбе командоконтроллера сбоку или сверху.

Рис. 108. Схема нулевой защиты с аварийным выключателем S1

При работе этот выключатель постоянно включен, поэтому включено реле напряже

ния KV. Через контакт KV:2 этого реле питание подается на основную часть схемы управ

ления.

В случае возникновения аварийной ситуации оператор ( лебедчик ) выключает S1.

Реле KV теряет питание и размыкает контакты KV:2 и KV:1.

При размыкании контакта KV:2 снимается питание с основной части схемы управ-

ления, двигатель отключается от сети и затормаживается.

Размыкание контакта KV:1 делает невозможным включение реле KV до тех пор, пока не замкнется контакт SM1 командоконтроллера, т.е. пока не рукоятка командокон-

троллера не будет возвращена в нулевое положение.



После этого реле KV получит питание и можно продолжить работу.

Выключатели управления могут быть одно- или двухполюсными.

Схема управления 3-фазного асинхронного двигателя с одного и двух постов управ

ления приведена на рис. 103.







Сейчас читают про: