И межотраслевого управления

В настоящее время существуют системы как отраслевого, так и межотраслевого управления. Федеральное законодательство не содержит административно-правовые нормы, специально посвящённые организации государственного управления на базе сочетания отраслевых и межотраслевых начал.

Тем не менее особое организационно-правовое значение имеет традиционное распределение соответствующих объектов управления, комплексов по отраслям управления и межотраслевым сферам.

Отраслевой принцип организации государственного управления всегда занимал центральное место в его структуре. Под отраслью государственного управления понимается система (совокупность) органов управления предприятий и учреждений, связанная общностью конкретного объекта управления (например, внутренние дела здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.), возглавляемая министерством.

Одновременно существовала система государственных комитетов, призванных осуществлять руководство по специальным вопросам, имеющим межотраслевой характер (например, планирование, стандартизация и т.п.). На них возлагались межотраслевое управление и ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления. Так в управленческий обиход была введена новая конструкция - «сфера управления», под которой понималась система отношений, связанных с осуществлением функций межотраслевого управления.

Главное для межотраслевого управления заключалось в том, что его субъекты специализировались на выполнении в общегосударственном масштабе профильных функций, общих для всех или для группы отраслей государственного управления. Их функции в отношении других органов управления сводились в основном к координации, регулированию и контролю.

Однако одновременно предусматривалась возможность осуществления государственными комитетами отдельных функций по руководству отраслями управления. В этой части они сближались по своему статусу с отраслевыми министерствами.

Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года изменил правовое положение и определил статус органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

В оборот вводится универсальная формула, используемая для характеристики всех органов исполнительной власти на федеральном уровне, исключая только Правительство РФ. Это – установленная или определённая сфера деятельности.

Характеризуя отрасль управления и отраслевое управление следует исходить из принципиальных изменений, произошедших в административно-правовой организации государственного управления в современный период. Дело в том, что отрасль как совокупность объектов (предприятий, учреждений, организаций) однородного характера существенно деформировалась. Ранее она рассматривалась как основной объект системы отраслевого управления, вертикально подчинённый вышестоящим звеньям системы данного министерства, а сейчас она утратила эти качества.

Организационно-правовая централизация, свойственная ранее министерским отраслевым системам, уступила своё место децентрализации, т.е. широкой оперативной самостоятельности предприятий. В силу этого, а также с учётом различных форм собственности и значительного удельного веса предприятий и учреждений негосударственного сектора, приобретения предприятиями статуса хозяйствующих субъектов, система отраслевого министерства потеряла своё прежнее «лицо».

Это означает, что при сохранении отраслевых министерств происходит коренное изменение их функций и полномочий в соответствии с изменениями, происходящими внутри данной отраслевой системы. Министерство уже не может осуществлять прямое управление всеми объектами отраслевого профиля; последние, как правило, уже не находятся в их непосредственном организационном подчинении.

Единственно приемлемый в подобной ситуации вывод: для министерств установленной сферой деятельности является осуществление отраслевого управления. Речь идёт о закреплении особым перечнем за министерствами Правительством РФ определённого количества государственных предприятий и учреждений. Помимо этого министерство в отраслевом масштабе выполняет регулирующие и координирующие функции в отношении профильных объектов, независимо от формы их собственности. Для обеспечения согласованной работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам совместной деятельности, федеральным министерствам поручена координация иных федеральных органов исполнительной власти.

Межотраслевое управление. Появившисьв качестве одного из средств преодоления несогласованности действий различных министерств и ведомств, государственные комитеты постепенно превратились в специализированные органы межотраслевого государственного управления.

Основные задачи межотраслевого управления:

- определение основных направлений развития отраслевых систем управления;

- объединение и согласованность в их работе;

- обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем;

- решение вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли управления.

Таким образом, всё сводится к гарантированию согласованного функционирования различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Сущность межотраслевого управления соответственно заключается в координации отраслевых систем.

Особенность межотраслевого управления состоит и в том, что оно осуществляется органами, занимающими надведомственное положение по отношению к отраслям управления и отраслевым объектам.

Следующая особенность межотраслевого управления заключается в том, что надведомственная координация имеет ярко выраженный функциональный характер (т.е. координация носит не всеобщий характер, а ограничена функциями, отнесёнными к сфере деятельности государственных комитетов и иных субъектов межотраслевого управления).

Для субъектов межотраслевого управления определённой сферой деятельности (в отличие от отраслевых органов) является осуществление специализированных межотраслевых функций координационного и регулирующего характера.

Таким образом, межотраслевое государственное управление есть особый вид управленческой деятельности, осуществляемый органами, наделёнными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчинённым объектам управления, содержанием которых является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесённым к их компетенции. В заключение следует сказать, что отраслевое и межотраслевое управление представляют собой две конкретные организационно-правовые формы государственного управления.

Тема № 7. Местное самоуправление: понятие, принципы, системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: