Пример
Симости) изменение мощности приводного электродвигателя нагнетателя.
Любое изменение скорости нагнетателя вызывает резкое (в кубической зави
Тателя
Влияние скорости на мощность электродвигателя центробежного нагне-
При работе нагнетателя скорость исполнительного двигателя может изменяться под действием ряда причин.
К таким причинам относятся:
1. колебания напряжения судовой сети постоянного или переменного тока;
2. изменение электрических параметров самого двигателя, например, искусствен-
ное ослабление магнитного потока двигателей постоянного тока, приводящее к увеличе
нию скорости электродвигателя.
Такое ослабление применяют с целью повышения напора в нагнетательной маги-
страли систем забортной и пресной воды, которое в старых системах понижается из-за отложения на стенках трубопроводов ржавчины, грязи, остатков нефтепродуктов и масел, попадающих в системы.
Для нагнетателей любого типа справедливо соотношение
|
|
Р ≡ QH (11.12),
т.е. мощность электродвигателя нагнетателя прямо пропорциональна произведению пода-
чи и напора нагнетателя.
Используя соотношения (11.4) и (11.5), можно получить такое соотношение
Р1/ Р2 = (ω13 / ω2 3 ) (11.13),
где Р1 и ω1 – начальные значения мощности нагнетателя и его скорости;
Р2 и ω2 - изменённые значения мощности нагнетателя и его скорости.
Отсюда следует вывод, крайне важный для практических механиков:
Поэтому надо крайне осторожно относиться к случаям, когда в силу производствен
ной необходимости (см. п.2 выше) приходится увеличивать скорость электродвигателя нагнетателя выше номинальной. Такое увеличение скорости автоматически приводит к перегрузке электродвигателя.
На судах на переменном токе в качестве приводных электродвигателей насосов ис-
пользуют нерегулируемые (по скорости) асинхронные электродвигатели с короткозамк-
нутым ротором.
Регулирование скорости используют только в электроприводах постоянного тока, когда для управления насосами применяют пускорегулировочные реостаты.
У этих реостатов регулирование скорости выше номинальной (не более чем на + 5 %) применяется для восстановления номинальной подачи насосов, которая по мере
эксплуатации судна постепенно уменьшается вследствие отложения на стенках трубо-
проводов ржавчины и остатков нефтепродуктов, приводящего к уменьшению площади поперечного сечения трубопроводов.
В силу производственной необходимости скорость электродвигателя насоса увели -чили на 10%. Рассчитайте новые значение мощности и тока
1. в соответствии с условием, новое значение скорости электродвигателя
|
|
ω 2 = 1,1 ω 1
2. из соотношения (11.11) новое значение мощности
Р2 = Р1 (ω 2 3 / ω 13 ) = Р1 (1,1ω 1) 3 / (ω 13 ) = Р1 (1,1) 3 = 1,331 Р1,
Т.е. при увеличении скорости электродвигателя на 10% его мощность увеличилась на 33,1.
3. мощность электродвигателя постоянного тока (Вт)
Р= U*I ≡ I, (11.14)
где U – напряжение питающей сети, В; (величина постоянная);
I – ток, потребляемый двигателем из сети, А..
Отсюда следует, что при постоянстве напряжения питающей сети (U = const) мощ
ность двигателя прямо пропорциональна току, потребляемому двигателем из сети.
Поскольку мощность двигателя возросла в 1,33 раза, это произошло за счет увели-
чения тока двигателя также в 1,33 раза.
Если до изменения скорости двигатель работал в номинальном режиме, т.е. с номи
нальным током, то после увеличения скорости в 1,1 раза ток увеличится до значения 1,331 I.
Аналогичное увеличение тока происходит при увеличении скорости трехфазного асинхронного двигателя, мощность которого (Вт)
Р= U*I*cosφ ≡ I, (11.15)
где U – линейное напряжение сети, В (величина постоянная);
I – ток обмотки статора, А (переменная величина);
сosφ – коэффициент мощности элекродвигателя (практически постоянная величи-
на).
Если не принять соответствующие меры, например, не ограничить время работы двигателя с такой перегрузкой, двигатель сгорит.