Система сепарации и контроля трюмно-балластных вод типа СК-10
Основные сведения
Согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с су-
дов 1973 г. и Протокола «МАРПОЛ» 1978 г. установлена классификация вредных жидких веществ – нефти, нефтепродуктов, грязного балласта и других, сброс которых в море запрещен.
На судах должны быть предусмотрены танки загрязненного балласта, отстойные танки и цистерны, и их содержимое должно передаваться в портах на специальные суда или специальные береговые емкости.
При наличии на судах соответствующих очистных систем и устройств контроля за допустимым уровнем загрязнения чистый балласт может быть откачан за борт на соответ
ствующих открытых участках морей и океанов.
На многих судах отечественной постройки установлена система сепарации и конт
роля трюмно-балластных вод типа СК-10 с подогревателем.
Основным элементом установки является сепаратор коалесцирующего типа СК, предназначенный для очистки трюмно-балластных вод от загрязнения их нефтепродукта-
ми.
Принцип очистки двухкаскадный.
В первом каскаде грубой очистки очищаемая вода подается в отстойный танк, где крупные частицы нефтепродуктов как более легкие, чем вода, всплывают на поверхность.
Вода же с оставшимися мелкими частицами нефтепродуктов подается во второй ка
скад, где она пропускается через коалесцирующие элементы (полипропиленовый патрон, напыленный на дырчатый корпус, через который пропускается вода).
Используется способность пропиленового наполнителя укрупнять мелкие частицы нефтепродуктов при прохождении их вместе с загрязненной водой через полость патрона.
Далее укрупненные частицы нефтепродуктов также всплывают на поверхность и собираются в отстойном танке. В танке на соответствующих уровнях установлены элект-
родные датчики (при наличии воды между электродами цепь есть, при наличии нефтепро-
дуктов цепи нет) или электродные датчики емкостного типа (изменяется емкость в зависи-
мости от среды между электродами) совместно с измерителями уровня типа МЭСУ.
По мере наполнения нефтепродуктами отстойного танка от датчиков поступает сиг
нал к электромагнитному клапану, и нефтепродукты сбрасываются в цистерны загрязнен
ного топлива, а вода, очищенная до требуемого уровня, удаляется за борт.
В соответствии с требованиями Международной конвенции и «МАРПОЛ» разраба
тываются новые системы очистки и контроля чистоты сбрасываемых за борт трюмно-бал
ластных вод, например, система БВАМ.
На некоторых судах установлены или устанавливаются системы измерения и конт-
роля чистоты трюмно-балластных вод типа БВАМ фирмы «Серее» (Франция).
На рис. 15.10 показан общий вид этой системы.
Рис.15.10. Общий вид системы БВАМ:
. 1- корпус; 2 - печатная плата; 3 - цифровой индикатор; 4 - тумблер выбора сигнала тревоги; 5 - кнопка «Оптический тест»; б - кнопка «Ручная чистка»; 7 - кнопка «Квитирование»; 8 - лампочка превышения (тревоги); 9 — лампочка неисправности источника света - светодиода; 10 - потенциометр установки «0»; И - потенциометр ре-
гулировки усилителя; 12 - предохранители; 13 - лампочка наличия питания; 14 - тумблер выключения питания; 15 - тумблер «Калибровка»; 16 - самописец; 17 - сальники; 18 - клеммные зажимы; 19 - измерительная камера, 20 - цилиндр с поршнем; 21 – амортиза-
тор; I, II - вход и выход контролируемой воды
Принцип работы этого устройcтва.заключается в следующем (рис. 15.11).
Рис. 15.11. Измерительное устройство системы БВАМ
В абсолютно непроницаемой для света измерительной камере 1 расположена стек-
лянная прозрачная кювета (трубка) 2, через которую прокачивается контролируемая жид-
кость.
На одной оси на стеклянной трубке (кювете) чувствительной стороной к трубке установлены источник света - светодиод 6 и приемник света - фотоэлемент 3, являю-
щийся компенсационным элементом. Второй фотоэлемент 5, являющийся измерительным элементом, расположен в углублении и под углом 30° к источнику света, так что он не мо-
жет освещаться прямым светом от светодиода, а только отраженным от частиц, находя-
щихся в контролируемой среде.
Если вода совершенно чистая, то весь световой поток излучателя — светодиода 6 воспринимается фотоэлементом 3, в котором появляется э. д. с, пропорциональная свето-
вому потоку. Эта э. д. с. усиливается и от ее значения зависит питающее напряжение на светодиоде, т. е. будет существовать какое-то расчетное равновесное состояние. При этом измерительный фотоэлемент 5 не освещен, его э. д. с. равна нулю и, следовательно, указа-
тель (самописец) стоит на нулевой отметке.
При загрязнении контролируемой жидкости уменьшается освещенность компенса
ционного фотоэлемента 3, следовательно, уменьшается его э. д. с. Сигнал отклонения
(разбаланса) поступит на усиление, а затем в виде увеличенного питающего напряжения на светодиод 6. При этом увеличится излучаемый светодиодом 6 световой поток, далее будет увеличиваться э. д. с. фотоэлемента 3, и этот процесс регулирования будет продол-
жаться до тех пор, пока освещенность и, следовательно, значение э. д. с. фотоэлемента 3 не примет прежнего значения.
Это так называемый нулевой метод измерения, при котором сводятся до минимума погрешности, обусловленные нелинейностями различных участков измерительных элементов.
Отраженный от частичек, которые присутствуют в загрязненной воде, световой по-
ток попадает на фотоэлемент 5, с которого снимается э. д. с, пропорциональная отражен-
ному световому потоку. Эта э. д. с. усиливается своей схемой усиления и в виде аналогово
го сигнала подается на самописец милливольтметрового типа, на ленте которого оставляет
ся след.
Лента имеет масштаб от 0 до 100 р. р. м. (частиц на миллион); таким образом мож-
но визуально измерить уровень чистоты контролируемой воды, а также тенденцию ее из-
менения по кривой на ленте самописца.
Наряду с другими документами (журналом грузовых операций на танкерах) лента самописца хранится и является официальным документом на судне.
Кроме самописца, оперативная информация для считывания в цифровом виде выда
ется цифровым индикатором (усиленный сигнал с фотоэлемента 5 преобразуется с помо-
щью аналого-цифрового преобразователя в цифровой код).
С помощью переключателя можно выборочно установить один из пределов сраба-
тывания сигнализации о превышении заданного допустимого уровня загрязнения контро
лируемой воды на 15 или 100 р. р. м. В зоне этих двух ступенчатых уставок можно плавно подрегулировать порог срабатывания сигнализации с помощью потенциометричееких резисторов.
Сигнализация подается в виде светового и звукового сигналов. Снятие звукового сигнала осуществляется с помощью кнопки квитирования.
Перед пуском системы БВАМ необходимо соответствующий тумблер поставить в положение «Калибровка» и при пропускании чистой воды через кювету с помощью соот-
ветствующего потенциометра добиться установки показаний на нуль.
Затем нажатием кнопки «Тест» установить с помощью другого потенциометра по-
казания на 100. При этом подключается питание к контрольному светодиоду 4, располо-
женному в одной ячейке с измерительным фотоэлементом 5.
При отсутствии питания основного светодиода 6 срабатывает световая сигнализа
ция «Повреждение».
Номинальное напряжение питания светодиода 2,25 В. Напряжение питания всего устройства от судовой сети 220 В. Питание к схеме подключается общим тумблером.
Имеется пневмопоршень для автоматической регулярной чистки стеклянной кюве
ты. Возможна дополнительная ручная чистка нажатием соответствующей кнопки.
Система БВАМ может быть сопряжена с системой автоматической откачки за борт отсепарированных трюмно-балластных вод.
В случае превышения загрязнения выше допустимого уровня откачиваемая за борт вода с помощью электромагнитного клапана направляется на повторную сепарацию.