double arrow

Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током

Конструк­тивные мероприятия по защите от поражения электрическим током долж-

ны обеспечивать: защиту от прикосновения к токоведущим ча­стям, от перехода напряже-

ния на нетоковедущие части, от перехода высшего напряжения на сторону низшего, а так

же защитную сиг­нализацию и блокировку.

Защита от прикосновения к токоведущим частям является одной из главнейших мер по предотвращению поражений электрическим током, так как подавляющее число не-

счаст­ных случаев происходит именно вследствие случайного прикосновения к токоведу-

щим частям.

В судовых электрических установках до­пускается применение ГЭРЩ только без ка

­ких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. Пространство позади

ГЭРЩ, в тыловой части которых расположены голые токоведущие части, требующие об-

служивания, должны быть ограждены перегородками с две­рями, запирающимися на ключ.

Кроме того, поскольку во время качки обслуживающий оператор может потерять

равновесие, вдоль задней стороны щита должны быть изолиро­ванные поручни, за которые можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Для надежного обеспечения электробезопасности на судах преду­сматривают целый комплекс мероприятий:

1. Ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-

ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-

ментов, до 12 В для ручных пере­носных светильников.

Правила Регистра устанавли­вают следующие значения безопасного напряжения на судах: 55 В между полюсами постоянного тока; 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе. При этом под безопас­ным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслу­живающего персонала.

2. Ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компен­сированной нейтралью. При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протее

кающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно опре

деляется в основном электрической емкостью электросети относительно корпуса). При компенсации нейтрали сила тока значи­тельно уменьшается.

3. Использование судового электрооборудования в морском исполнении, а также надежную изоляцию и закрытие токоведущих частей.

4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соедине­ния с корпусом судна корпусов электрических машин, металличе­ских частей кожухов, корпусов пускоре-

гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.

Рис. 18. 6. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии

Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавшее

муся под напряжением, окажется включенным параллель­но замыкающей перемычке X.

Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х,а ток через тело человека Iч будет мал.

На схеме резисторами r1 и г2 обозначено сопротив­ление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.

5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-

нии человека в опасную зону; применение индивидуаль­ных защитных средств и изолиро

ванного инструмента, а также уст­ройств защитного отключения и замыкания, компенсато

ров токов замыкания и др.

Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель

ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-

скими, и тщательно заземляют обору­дование на корпус судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: