Дальнейшая борьба с арианством

МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ ВСЕЛЕНСКИМИ СОБОРАМИ

КОНСПЕКТ 12

Принятие Первым Вселенским Собором символа веры (иначе – Никейского Исповедания) и осуждение на нем Ария все же не прекратило арианской ереси. Споры и борьба продолжались очень долго, и иногда казалось, что арианство побеждает. Многие епископы поддались тогда соблазну найти компромисс между Православием и арианством. Была предложена формула: Сын подобосущен Отцу (то есть Сын по Своему существу не равен Отцу, а лишь подобен Ему). Это было явной уступкой арианам.

В свою очередь, Константин Великий и следующие за ним римские императоры хотели, чтобы существовала сильная и единственная государственная религия, которая поддерживала бы Империю. Иногда им казалось, что ариане скорее смогут это осуществить, нежели православные. Арий был возвращен из ссылки, и лишь его скоропостижная кончина не позволила совершить акт его воссоединения с Церковью.

Еще почти полвека православным приходилось мужественно отстаивать Никейское исповедание. Здесь прежде всего следует упомянуть святого Афанасия (297–373), избранного после кончины Александра епископом Александрии. Жизнь его стала постоянной борьбой. Пять раз его лишали епископской кафедры (в общей сложности он провел в изгнании 17 лет), потом призывали опять. Он просил императора Константина не поддерживать арианствующих и выступал на церковных соборах в защиту Православия.

Важным этапом борьбы за Православие стал Александрийский Собор 362 года, ясно показавший, что заменить Никейское Исповедание другим не удалось, и что, несмотря ни на что, символ веры, принятый Первым Вселенским Собором, остается в силе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: