Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машинно-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных и машинно-ручных (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах).
Совокупность станков, обслуживаемых многостаночником, называется многостаночным комплексом, а количество станков, закрепленных за рабочим, – нормой обслуживания.
Многостаночные комплексы различаются:
1) по виду операций:
• выполнение одинаковых операций на однотипных станках (дублерах);
• последовательное выполнение различных операций на разных станках, входящих в состав технологической цепочки рабочих мест (поточной линии);
• различные операции различных видов работ на разнотипном оборудовании;
2) по соотношению длительности совмещаемых операций:
• равной длительности;
|
|
• кратной длительности;
• разной длительности (неравные и некратные);
3) по типу оборудования – станков:
• автоматы;
• полуавтоматы;
• универсальные;
• технологически разнородные;
4) по способу обслуживания:
• циклический;
• нециклический;
• комбинированный.
Предпосылки введения многостаночного обслуживания:
Технические предпосылки – повышение уровня автоматизации используемого оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, в результате которых уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.
Организационные предпосылки:
• рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;
• кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;
• реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест;
• изменение форм разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.
Экономические предпосылки – возможность обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.
По формам организации производства многостаночное обслуживание может быть двух видов:
1) обслуживаемые станки не связаны общим ритмом, работают независимо одни от другого, и остановка одного не прерывает работы других.
2) обслуживаемые станки связаны общим режимом работы – поточные линии.
Формы многостаночного обслуживания, а также организация труда рабочих-многостаночников зависят от имеющегося оборудования и организации производства. Сточки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание:
|
|
• станков-дублеров, то есть однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции;
• однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции;
• технологически разнородного оборудования, если в состав оборудования входят различные станки.
По соотношению длительности операций, выполняемых многостаночным комплексом, различают варианты, когда:
• операции на всех станках равны по времени;
• когда длительность их не равная, но кратная;
• когда длительность операций не равна и не кратна.
Системы обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы:
Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентированный, повторяемый в каждом цикле обход станков по заранее определенному маршруту.
Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. Рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.
Комбинированное обслуживание представляет собой сочетание маршрутного и сторожевого видов обслуживания.
Построение различных вариантов многостаночного обслуживания базируется на следующих расчетных основаниях:
Цикл многостаночного обслуживания принимаем равным наибольшей величине оперативного времени у одного из обслуживаемых станков.
Оперативное время выполнения операции (Топ) представляет собой сумму машинно-свободного времени (Тмс) и времени занятости рабочего (Тз):
Топi = Тмсi + Тзi (1)
Время простоя каждого станка составит:
Тпсi = Тц – (Тмсi + Тзi) (2)
Общее время простоя рабочего определяется по формуле:
Тпр = Тц - ∑Тзi (3)
где ∑Тзi – общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков.
Коэффициент занятости рабочего:
Кр = ∑Тзi / Тц *100 (4)
Коэффициент загрузки станка:
Ксi = Топi / Тц *100 (5)