Цель пакетного обслуживания клиентов — увеличение доходов с каждого клиента за счет одновременной продажи ему набора услуг на более привлекательных условиях, чем если бы он приобретал эти услуги по отдельности.
Другой положительный момент продажи услуг в наборах заключается в повышении лояльности покупателей. Проверено, что если из-за привлекательных финансовых условий человек приобрел набор услуг, в который включены, например, годовое техническое обслуживание или несколько дней бесплатной аренды автомобиля, то неиспользованные, но оплаченные им услуги будут являться удерживающим фактором, чтобы продолжать обслуживание у дилера.
Главным вопросом разработки конкурентоспособных пакетов услуг являются выбор востребованного ассортимента продуктов, входящих в набор, а также установление условий продажи пакетов различным сегментам, обеспечивающих максимальный доход.
Для разработки наиболее эффективного пакета услуг можно воспользоваться алгоритмом, представленным на рис. 66.
|
|
Для решения ассортиментной задачи используются методы исследования клиентских предпочтений с помощью анкетирования, опросов фокус-групп или изучения клиентских баз данных. Необходимо заранее настроить учет в С/Ш-системе таким образом, чтобы обеспечить возможность анализа объемов продаж в разрезе групп покупателей, услуг и обслуживаемых автомобилей.
Тогда возможно будет определить, клиентами с какими социально-демографическими характеристиками наиболее востребована услуга постановки и снятия с учета автомобиля в ГИБДД, в сочетании с какими услугами она продается более интенсивно, а с какими — менее.
Важным моментом разработки ассортимента пакета является выяснение причин невостребованности отдельных высокорентабельных услуг автодилера (см. рис. 66). В случае если услуга не приобретается из-за ее дорого-
10. Проранжировать услуги, включаемые в пакет, по степени востребованности и рентабельности продаж |
11. Оценить эластичность спроса по цене по каждой услуге, выбранной для включения в пакет
12. Определить на основе показателей эластичности возможное изменение продаж, вызванное изменением цепы
13. Определить цену на каждую услугу, прогнозируя показатели продаж и учитывая, что:
• наиболее востребованные услуги должны иметь меньшую скидку к базовой цене, чем менее востребованные;
• уровень скидки к базовой цене не должен превышать уровень рентабельности продаж данной услуги ____________
14. Сформировать набор, определяя его совокупную стоимость и ассортимент, комбинирование услуг и их цены таким образом, чтобы максимизировать доход с одного клиента
|
|
15. Рассмотреть возможность включения в пакет менее востребованных (невостребованных), но рентабельных услуг
16. Оценить эффективность разработанных пакетов услуг путем сравнительной оценки доходов на одного клиента до их внедрения и после
Рис. 66. Алгоритм разработки оптимальных пакетов услуг
визны, рассматривается возможность ее включения в стоимость пакета с некоторым дисконтом, способствующим росту продаж.
Если же причина в неудовлетворенности клиента, связанной с низким качеством услуги, то тогда оценивается экономическая целесообразность повышения качества обслуживания при неизменной цене. Аудит технологии оказания услуг с целью повышения качества проводят при помощи описанных в данной книге методов управления результатами и инжиниринга бизнес-процессов (см. главу 2).
Вопрос определения пакетной стоимости услуг решается путем оценки последствий изменения цен на услуги, входящих в пакет, на объемы продаж (см. рис. 66). С помощью модели эластичности спроса по цене выясняется, на сколько вырастет/сократится объем продаж, если цена снизится/повысится на определенный процент.
При разработке тарифов учитывается, что наиболее востребованные услуги должны иметь меньшую скидку, чем менее востребованные, а размер дисконта не должен делать услугу нерентабельной. Тем не менее в отдельн ых случаях для повышения привлекательности набора ориентируются на то, чтобы цены по самым распространенным услугам были ниже, чем у конкурентов.
ii эластичности спроса позволит подобрать оптимальную комбинацию ас сортимента услуг по соответствующим ценим, обеспечивающую максимальный доход в расчете на одного клиента. Оптимизацию производят итерационно, комбинируя наборы услуг, входящих в пакеты, чтобы достигнуть максимального прогнозируемого дохода.
Имеет смысл дополнительно рассмотреть возможность включения в пакет 11сиостребованных или менее привлекательных услуг автодилера, тем са-мым добиваясь увеличения продаж по ним и загружая производственные мощности автосервиса.
Пример разработки набора услуг для одного из сегментов автодилерской компании представлен в табл. 108. На основе изучения истории продаж 251 клиента автодилера (из базы данных клиентских отношений) проведена оценка объемов реализуемых услуг автодилера в период эксплуатации их автомобилей в течение 30000 км пробега.
В соответствии с потребительскими предпочтениями, эластичностью спроса на конкретные услуги и их рентабельностью были сформированы следующие пакеты с условными названиями: «Экономичный сервис» и «Комплексное обслуживание», приобрести которые по предложенным цеповым параметрам (840 долл. США и 1506 долл. США) изъявили желание 120 и 30 клиентов соответственно. Оба пакета различаются набором входящих в него услуг и их предельными объемами в течение сроков действия (30000 км пробега автомобиля клиента, но не более года), которыми может воспользоваться клиент.
Например, владельцы пакета «Комплексное обслуживание» могут воспользоваться услугой мойки автомобиля два раза в неделю в течение срока действия пакета, тогда как владельцы пакета «Экономичный сервис» — один раз в неделю (см. табл. 108). Для сравнения: цена услуг мойки автомобиля для клиента, не купившего пакет, составляет 8 долл. США за автомобиль, для клиентов — владельцев «экономичного» пакета — 4 долл. США, а для обладателей «комплексного» пакета — 3,5 долл.
Таким образом, этот маркетинговый ход позволяет компании повысить доходы от продаж. В нашем примере (см. табл. 108) рост доходов без учета привлечения новых клиентов составляет 182901 - 115281 = 67620 долл. США, что на 58% больше, чем продажи услуг без пакетов, а прогнозируемый рост доходов с одного клиента ожидается с 459 до 729 долл. США.
|
|
Тем не менее при разработке пакетов услуг необходимо обращать внима-н ие на производственный потенциал компании, поскольку продажа пакетов может значительно повысить выработку производственных постов сервисного центра автодилера. Так, например, по автомойке годовой объем обслуженных автомобилей (за 52 недели) может увеличиться с 750 до 9606 (350 + 30х2х52+118х1х 52), т.е. внедрение пакетного обслуживания не должно снижать качество сервиса и создавать очереди и дефицит времени для выполнения каждого заказа. Оценку производственного потенциала можно провести методами, рассмотренными в главе 2.
Маркетинговую привлекательность пакетов можно увеличить, изменяя условия расчетов при покупке. Например, условиями продажи набора «Комплексное обслуживание» может быть предусмотрено, что 50% стои-
МОСТИ МОЛЛ' I < Ml I I. i mi ii.i'ii iii > in- iii " iviinii. |v. i..................................... ~..j ■-
платежей компания «замораживает» обслуживание но части услуг до оплаты нсей суммы. Для лого условиями предоставления услуг могут быть предусмотрены ограничения на их приобретение. Например, клиенту будет оказано не более 30% от заявленного в пакете объема услуг до полной оплаты стоимости пакета.
Другим вариантом повышения продаж групп услуг может быть включение скидок на выполнение отдельных автосервисных работ или покупку запчастей. Например, владельцам пакета «Экономичный сервис» предо-отавляется скидка на приобретаемые в салоне автодилера автозапчасти в размере 5%.
11акетное обслуживание может быть ориентировано и на корпоративных клиентов, включая специфический перечень продуктов, востребованных 11 а п н ы м сегментом рынка.
Обеспечение лояльности клиентов и управление их удержанием
Поскольку продажа пакетов «привязывает» клиента к автодилеру вследствие того, что потребитель стремится использовать все оплаченные им услуги, то обратной стороной комплексного обслуживания является повышение лояльности клиентов.
|
|
Более эффективными для этих целей могут быть пакеты, которые предусматривают равномерный регламент потребления услуг. Это достигается путем включения в наборы наиболее востребованных продуктов с продолжительным периодом их использования, например услуги по профилактическому регламентному обслуживанию автомобилей, которые лимитированы пробегом автомобиля. Покупатель может воспользоваться ими через определенное время, что заставит его еще раз обратиться в автосервис автоди-лсра, где он приобрел такой пакет. К таким услугам можно отнести сезонные работы шиномонтажа, автомойки.
Для повышение лояльности используют дисконтные программы и накопительные скидки для клиентов. Как было продемонстрировано ранее, разработка системы скидок основывается на глубоком исследовании данных о клиентах, где ключевыми объектами анализа являются динамика заказов, предпочтения и удовлетворенность качеством обслуживания.
Партнерство с популярными торгово-развлекательными центрами делает дисконтные продукты еще более привлекательными. Стоит обратить внимание на использование единых для круга компаний-партнеров дисконтных или членских карт. Тогда клиенты, пользуясь ими при покупке в магазинах розничной торговли и развлекательных центрах, постоянно сталкиваются с логотипом автодилера. Поскольку услуги автоцентра для таких клиентов благодаря партнерским отношениям будут предоставляться уже со скидкой и бренд, достаточно примелькавшийся, будет им знаком, высока вероятность того, что первым автосалоном при покупке машины будет салон автодилера-партнера.
Формирование общего имиджа качественного обслуживания также благотворно влияет на обеспечение лояльности клиентов. Здесь важно позаботиться об установке доверительных отношений со своими клиентами. Прежде всего это касается поддержания коммуникаций с клиентами и обеспечения
Значимым напомни.ими м пи! \.-п.пеню о фирме являются позитивный пря мой контакт п внимательно! и. к посетителю. Для пою проводится соответствующая подготовка персонала, с которым приходится контактировать клиенту, делается упор па качество обслуживания и оформление интерьера для соответствующего сенсорного восприятия компании (табл. 109).
Анализ точек соприкосновения посетителя и компании производится совместно с руководителями всех структурных подразделений фирмы.
Адресная рассылка тоже является инструментом удержания клиентов. При этом в ней целесообразно не только использовать материалы рекламного ха-
Таблица 109 Аудит мест контакта клиента с компанией для повышения качества обслуживании
Описание точки | Контактное лицо | Требования к качеству обслуживания (по данным исследования клиентов и аудита точек) | Мероприятия по улучшению точек соприкосновения |
1. Вход в здание торгово-сервис-ного центра автодилера | Сотрудники службы режима (безопасности) | Вежливость, внимательность. Улыбка. Наличие униформы. | Провести тренинг с работниками охраны |
2. Консультации по выбору автомобиля | Менеджер автосалона | Вежливость, компетенция и профессионализм, эрудиция в области автомобильной техники. Знание технических особенностей моделей и умение донести их преимущества. Убедительность. Опрятность | Провести тренинг с менеджерами Внедрить систему обмена знаниями между менеджерами Разработать удобные для клиента информационные материалы Поиск наиболее благоприятного для выбора автомобиля музыкального фона, запахов в салоне и опций автомобиля, их использование в машинах при тест-драйвах |
3. Консультации по неисправностям и сервисным работам | Мастер-приемщик | Вежливость, точность и быстрота обслуживания. Отсутствие очередей. Улыбка. Униформа. Опрятность. Умение быстро выявлять причину неисправности и дефекты и доступно объяснять клиенту. Умение прогнозировать объемы работ и время на выполнение заказа. Внимательность к просьбам клиента | Разработать систему прогнозирования загрузки постов для снижения очередей Провести тренинг с мастерами сервисной станции |
4. Оформление заказа-наряда на ТО и ремонтные работы | Менеджер сервис-бюро | Вежливость, быстрота обслуживания, отсутствие очередей, доброжелательность, улыбка, точность расчетов | Провести тренинг с персоналом Обеспечить достаточное количество работников с целью ликвидации очередей и быстроты обслуживания |
5. Расчеты за услуги | Кассир | Широкий выбор способов расчетов за услуги. Вежливость кассира и быстрота проведения операций. Отсутствие очередей | Обеспечить достаточным числом кассиров в часы пик Узнать предпочтения посетителей относительно способов расчетов за услуги Разработать и внедрить наиболее популярные схемы расчетов Автоматизировать процесс учета расчетов с клиентами |
6. Выход из торгово- сервисного центра автодилера | Сотрудники службы режима (безопасности) | Вежливость, быстрота и профессионализм охранников | Провести тренинг с работниками охраны Обеспечить униформой |
11 Автомобильный менеджмент. 321
рактера И сообщении о ПрОНОДИМЫХ акциях и ДИСКОНТНЫХ программах дли
постоянных клиентов, но, что более действенно, направлять материалы, Подчеркивающие важность клиента для компании, например поздравительные открытки с днем рождения и приложением подарочного сертификата на сервисные работы со скидкой 25%. Выбор адресатов для организации такой рассылки, безусловно, осуществляется по критериям значимости покупателя: интенсивности его обращения к услугам автодилера, дохода, потенциального объема заказов, возможности использования его рекомендаций ндр.
В общие задачи удержания потребителей входит разработка целевых кам-папий сохранения клиентов, которые включают оптимизацию процедур обслуживания клиентов, необходимые способы коммуникации с ними, формирование политики контактов, внедрение комплекса услуг, направленного на повышение интереса целевой аудитории.
Дополнительными эффективными методами сохранения клиентской базы являются продление гарантийных сроков при условии постоянного обслуживания у дилера, предложение все большего количества дополнительных услуг, популяризация продаж автомобилей по системе «трейд-ин».
Как показывает практика, главный ключ к повышению лояльности — постоянное совершенствование системы и качества обслуживания клиентов и предложение все более разнообразного ультрасовременного спектра оказываемых услуг и схем расчетов.