1. Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ.
От эффективности организации обслуживания р абочих мест за висит:
- бесперебойное использование технологического оборудования по времени и мощности; - производительность труда; ~ ритмичность производства;
- качество выпускаемой продукции и выполняемых работ.
Объектами обслуживания являются все элемен т ы р абочего места:
- средства труда;
- предметы труда;
- работники.
Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания.
Ее цель - обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование рабочих мест предприятия.
Система обслуживания рабочих мест должна строиться в соответствии с типом производства и характером труда на рабочих местах.
|
|
2. Оптимальная система обслуживания должна отвечать следующим требованиям:
- комплексность - включение в систему всех функций обслуживания, обеспечение их согласованности;
- рациональность - оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного способов организации обслуживания рабочих мест;
- гибкость и оперативность - обеспечение быстрого реагирования на различные отклонения от нормального хода процессов обслуживания;
- прогрессивность - учет современных требований организации производства и труда и современных возможностей техники и технологии;
- плановость - включение системы обслуживания в общую систему внутрипроизводственного планирования на предприятии;
- предупредительный характер системы обслуживания - заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования, расчетах норм запасов сырья, материалов, запчастей, тары, достаточных для обеспечения бесперебойной работы;
- сво евременность - обеспечение строго установленного регламента обслуживания, соблюдение четкости работы обслуживающих подразделений;
- надежность - гарантированное обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме;
экономичность - достижение наибольшей эффективности системы обслуживания (т. е. максимального результата при минимальных затратах ресурсов).
Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.Оторганизации обслуживания во многом зависят производительность труда, ритмичность производства, его эффективность.
|
|
Как показывают практические материалы, из-за систематических перебоев в системе обслуживания простои оборудования и рабочих составляют в ряде случаев до 15% сменного фонда времени, в том числе около '/з — по вине ремонтной службы и столько же из-за несвоевременной подачи к рабочим местам заготовок.(полуфабрикатов собственного производства), материалов и комплектующих изделий. Эти данные свидетельствуютобогромных резервах повышения эффективности производства, которые можно привести в действие за счет совершенствования организации обслуживания основного производства.
Изыскание и внедрение прогрессивных систем обслуживания рабочих мест способствуют устранению потерь рабочего времени, увеличению производительности труда основных и вспомогательных рабочих, повышению уровня организации и культуры производства.
Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:
производственно - подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа);
инструментальная (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);
наладочная (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки);
контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры);
транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции);
функция поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий ремонт;
энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии—электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.);
ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и организационной оснастки);
хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).
Все эти функции могут выполняться по различным системам: цетрализованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.
Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый периоднаопределенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д.
Не случайно на таких передовых предприятиях поточно-массового производства, как, например, ВАЗ, централизация вспомогательных работ приближается к 100%. Однако эта система может быть применена только с учетом специфики производства.
При децентрализованной системе усиливается ответственность руководителей производственных подразделений за качество обслуживания и оперативно учитываются требования рабочих мест, но не всегда рационально используется рабочее время вспомогательных рабочих.
|
|
Наибольшее распространениена предприятиях промышленности получила смешанная (комбинированная) система обслуживания.
Формы обслуживания:
Обслуживание рабочих местможет быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.
При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.
Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.
Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.
При выборе форм обслуживания на различных участках производства целесообразно пользоваться рекомендациями НИИ труда, приведенными в таблице.