double arrow

Обслуживание рабочих мест

1. Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ.

От эффективности организации обслуживания р абочих мест за висит:

- бесперебойное использование технологического оборудования по времени и мощности; - производительность труда; ~ ритмичность производства;

- качество выпускаемой продукции и выполняемых работ.

Объектами обслуживания являются все элемен т ы р абочего места:

- средства труда;

- предметы труда;

- работники.

Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания.

Ее цель - обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование рабочих мест предприятия.

Система обслуживания рабочих мест должна строиться в соответствии с типом производства и характером труда на рабочих местах.

2. Оптимальная система обслуживания должна отвечать следующим требованиям:

- комплексность - включение в систему всех функций обслужи­вания, обеспечение их согласованности;

- рациональность - оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного способов организации обслуживания рабочих мест;

- гибкость и оперативность - обеспечение быстрого реагирования на различные отклонения от нормального хода процессов обслуживания;

- прогрессивность - учет современных требований организации производства и труда и современных возможностей техники и технологии;

- плановость - включение системы обслуживания в общую систему внутрипроизводственного планирования на предприятии;

- предупредительный характер системы обслуживания - заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования, расчетах норм запасов сырья, материалов, запчастей, тары, достаточных для обеспечения бесперебойной работы;

- сво евременность - обеспечение строго установленного регламента обслуживания, соблюдение четкости работы обслуживающих подразделений;

- надежность - гарантированное обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме;

экономичность - достижение наибольшей эффективности системы обслуживания (т. е. максимального результата при минимальных затратах ресурсов).

Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.Оторганизации обслуживания во многом зависят производитель­ность труда, ритмичность производства, его эффективность.

Как показывают практические материалы, из-за систематических перебоев в системе обслуживания простои оборудования и рабочих составляют в ряде случаев до 15% сменного фонда времени, в том числе около '/з — по вине ремонтной службы и столько же из-за несвоевременной подачи к рабочим местам за­готовок.(полуфабрикатов собственного производства), материа­лов и комплектующих изделий. Эти данные свидетельствуютобогромных резервах повышения эффективности производства, которые можно привести в действие за счет совершенствования организации обслуживания основного производства.

Изыскание и внедрение прогрессивных систем обслуживания рабочих мест способствуют устранению потерь рабочего времени, увеличению производительности труда основных и вспо­могательных рабочих, повышению уровня организации и куль­туры производства.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

производственно - подготовительная (комплектование предме­тов труда, выдача производственного задания и технической до­кументации, проведение производственного инструктажа);

инструментальная (обеспечение инструментом и приспособ­лениями, заточка и ремонт инструмента);

наладочная (наладка и подналадка оборудования и техно­логической оснастки);

контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измеритель­ной аппаратуры);

транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продук­ции);

функция поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий ремонт;

энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии—электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.);

ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и организационной оснастки);

хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производст­венных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

Все эти функции могут выполняться по различным системам: цетрализованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка произ­водственных площадей и пр.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый периоднаопределенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д.

Не случайно на таких передовых предприятиях поточно-мас­сового производства, как, например, ВАЗ, централизация вспомогательных работ приближается к 100%. Однако эта система может быть применена только с учетом специфики производства.

При децентрализованной системе усиливается ответственность руководителей производственных подразделений за качество обслуживания и оперативно учитываются требования рабочих мест, но не всегда рационально используется рабочее время вспомогательных рабочих.

Наибольшее распространениена предприятиях промышлен­ности получила смешанная (комбинированная) система обслуживания.

Формы обслуживания:

Обслуживание рабочих местможет быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует свое­временность обслуживания и, следовательно, возможность пол­ного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой под­готовительной работы, четкого ритма работы служб обслужива­ния и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписа­ниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.

При выборе форм обслуживания на различных участках про­изводства целесообразно пользоваться рекомендациями НИИ труда, приведенными в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: