Ориентировочный этап
а) У. Найдите угол между прямой А 1 С и плоскостью грани АВСD (рисунок 4).
Учащиеся интуитивно определяют этот угол, как угол между прямыми А 1 С и АС.
У. А почему искомым углом является именно угол между прямыми А 1 С и АС, а ни какой-либо другой угол, например, угол между прямыми А 1 С и BC?
Учащиеся затрудняются ответить.
У. Ваше затруднение объяснимо, так как понятие угла между прямой и плоскостью для вас новое. Тема сегодняшнего урока: «Угол между прямой и плоскостью», запишите тему в тетради.
б) У. Задача нашего урока – изучить понятие угла между прямой и плоскостью. Что для этогонеобходимо сделать?
О. Дать определение данного понятия и разработать алгоритм нахождения угла между прямой и плоскостью.
У. Верно, кроме того, мы изучим свойство данного угла.
а) У. Для определения понятия угла между прямой и плоскостью, нам понадобится следующее определение:
Определение. Ортогональной проекцией прямой на плоскость называется проекция этой прямой на данную плоскость в случае, когда прямая проектирования перпендикулярна этой плоскости.
|
|
У. Запишите его в тетрадь. Рассмотрим пример: ортогональной проекцией прямой A 1 C на плоскость грани ABCD (рис. 4) является прямая AC, здесь прямая проектирования AA 1 перпендикулярна плоскости ABC. Назовите ортогональную проекцию прямой А 1 С на плоскость грани
1) DCC 1 D 1;
2) ADD 1 A 1;
3) ВСС 1 В 1, ответ объясните
О. 1) прямая CD 1; 2) прямая A 1 D; 3) прямая СВ 1;
У. Повторите определение (вызывает ученика). А теперь сформулируем определение понятия угла между прямой и плоскостью.
Определение. Углом между прямой и плоскостью называется угол между прямой и её ортогональной проекцией на данную плоскость.
У. Запишите это определение, повторите его. Рассмотрим примеры:
Задачи на готовых чертежах.
№1. Найдите угол между прямой А 1 С и плоскостью грани ВСС 1 В 1 (рисунок 4).
№2. Вычислите градусную меру угла между прямой ВА 1 и плоскостью грани А 1 В 1 С 1 D 1 (рисунок 4).
У. Как вы считаете, почему за угол между прямой и плоскостью взят именно угол между прямой и её ортогональной проекцией?
О. Возможно, он обладает какими-то особенными свойствами?
У. Правильно. Давайте проведём не большое наблюдение.
Слайд с 3D моделью (рисунок 5) на котором изображена плоскость α и прямая а пересекающая данную плоскость в точке О. Также проведена ортогональная проекция a1 прямой а на плоскость α и некоторая произвольная прямая b лежащая в этой плоскости и проходящая через точку О. Затем, прямая b вращается в плоскости α (положение прямой изменяется в интерактивном режиме) и при этом учащиеся видят изменение градусной меры угла между прямыми b и а. Учащиеся замечают, что этот угол является наименьшим в случае, когда прямая b совпадает с прямой а1.
|
|
Рисунок 5.
У. Какую гипотезу можно сформулировать на основании данного наблюдения?
О. Угол между прямой и её ортогональной проекцией наименьший среди углов, образованных данной прямой с прямыми, лежащими в плоскости α и проходящими через точку О.
У. Позже мы докажем эту гипотезу.
б) У. Вернёмся к нахождению угла между прямой и плоскостью. Какие действия вы выполняли для нахождения данного угла? Что необходимо сделать в первую очередь?
О. Построить ортогональную проекцию прямой на плоскость.
У. Что необходимо сделать для построения ортогональной проекции?
О (с помощью учителя). На прямой выбрать точку, не принадлежащую плоскости, удобную для того, чтобы её ортогонально спроектировать её на плоскость. Затем, через две точки (точку пересечения исходной прямой с плоскостью и точку, которая является ортогональной проекцией выбранной точки на данную плоскость) провести прямую. Эта прямая и будет ортогональной проекцией прямой на плоскость.
У. Какой следующий шаг?
О. Найти угол между прямой и её ортогональной проекцией на плоскость.
У. Применим данным алгоритм для решения следующей задачи:
Задача. АВСDS – правильная четырёхугольная пирамида. Найдите угол между прямой SC и плоскостью (BSD).
|
|
|
|
|
У. Согласно алгоритму, какой шаг необходимо
выполнить первым?
О. Найти ортогональную проекцию прямой SC
на плоскость (BSD).
У. Какую точку удобнее выбрать для проекти-
|
О. Точку C.
У. Назовите проекцию точки C на плоскость
(BSD).
О. Точка О, так как отрезок CО перпендикулярен плоскости (BSD).
У. Назовите ортогональную проекцию прямой SC на плоскость (BSD).
О. Прямая SO.
У. Какой последний шаг в алгоритме?
О. Нахождение угла между прямой и её ортогональной проекцией.
У. Назовите угол между прямой SC и плоскостью (BSD).
О. Угол СSO.
с) У. Ранее, мы сформулировали гипотезу о свойстве угла между прямой и плоскостью. Сформулируем её в виде теоремы и докажем эту теорему.
Теорема. Угол между прямой и плоскостью является наименьшим из всех углов, которые данная прямая образует с прямыми, лежащими в данной плоскости и проходящими через точку пересечения прямой и плоскости.
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 6.
У. Что нам дано по условию теоремы?
О. Прямая а пересекающая плоскость α в точке О; проекция а1 прямой а на плоскость α; некоторая прямая b лежащая в плоскости и проходящая через точку О (рисунок 6).
У. Что необходимо доказать?
О. что угол между прямыми а и а1 меньше угла между прямыми а и b.
У. Возможен ли случай, когда угол между прямыми а и b равен 900 ?
О. Возможен.
У. Рассмотрим этот случай подробнее. Может ли угол между прямыми а и а1 быть больше 90°?
О. Нет. Так как за угол между двумя пересекающимися прямыми берётся наименьший из двух смежных углов образованных данными прямыми. При этом, очевидно что прямая а не перпендикулярна прямой а1. Следовательно угол между прямыми а и а1 всегда меньше 900.
У. Рассмотрим случай, когда прямые а и b не перпендикулярны. Как сравнить рассматриваемые углы?
О. Найти содержащие их треугольники.
У. Необходимо дополнительное построение. Из некоторой точки М прямой а проведём перпендикуляры МН и МР на прямые а и b соответственно. Мы не можем сравнить градусные меры углов. Но как можно сравнить углы прямоугольных треугольников?
О. Можно сравнить значения тригонометрических функций от этих углов.
У. Какую тригонометрическую функцию удобнее всего рассмотреть в нашем случае?
О. Функцию sin.
У. Найдите синусы углов МОН и МОР
О. МН / МО, МР / МО.
|
|
У. Сравните полученные дроби.
О. МР / МО > МН / МО, так как МН – перпендикуляр, опущенный из точки М к плоскости α, а МР - наклонная. Следовательно, МР > MH.
У. Какой можно сделать вывод о значениях синусов углов и о градусных мерах углов?
О. Синус угла МОН меньше синуса угла МОР. Так как на интервале (0°, 90°) функция у = sin x возрастает, то, угол МОН меньше угла MOP.
У. Именно это и требовалось доказать. Повторите, пожалуйста, формулировку теоремы.
4. Подведение итогов усвоения знаний путём фронтального опроса.
У. Итак, с какими понятиями мы сегодня познакомились?
О. С понятием ортогональной проекции прямой на плоскость, понятием угла между прямой и плоскостью.
У. Какую информацию о понятии угла между прямой и плоскостью узнали?
О. Его определение, алгоритм построения этого угла, его свойство.
У. Дайте определение угла между прямой и плоскостью.
У. Сформулируйте теорему о свойстве угла между прямой и плоскостью.
У. Сформулируйте алгоритм нахождения угла между прямой и плоскостью