М. Н. Карамзин

Цицерон

ВВЕДЕНИЕ

«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины»

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться»

В. О. Ключевский

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого»

История – греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном. История это:

1) процесс развития природы и общества;

2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

История – фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. В наиболее переломные периоды своей истории народы обращаются к своему прошлому, пытаются осмыслить свой исторический путь. Не случайно эпохи великих переломов отмечены усилением интереса к истории. Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памяти Мнемозины – Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в. до н.э.

История как наука выполняет следующие социальные функции:

● научно-познавательные, т.е. выявление главных тенденций общественного развития, помощи обществу познать самого себя;

социальной памяти, т.е. накопления и сохранения в памяти человечества опыта предшествующих поколений;

● прогнозирующие, т.е. на основе изучения исторического прошлого можно прогнозировать развитие будущего;

● воспитательные, т.е. изучение истории воспитывает у народа нравственность, чувство патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества.

Реализуя эти функции, историческая наука активно учувствует в формировании исторического сознания общества, т.е. его представлений о прошлом.

В российской историографии, как правило, выделяют следующие периоды истории:

§эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад);

§эпоха Древнего Востока (III-II тыс. до н.э.);

§Античная эпоха (VIII в. до н.э. – V в. н.э.);

§эпоха Средних веков (конец V – XV вв.);

§Новое время (XV вв. – 1917 гг.);

§Новейшее время (1917–1991 гг.);

§Современность (с 1991 г.).

Главной целью исторического познания является получение исторической истины – объективного, системного, конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.

Исторический источник – материальный носитель с зафиксированной информацией о прошлом человеческого общества. Историческим источником является все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Все исторические источники можно разделить на семь групп:

1. Письменные источники;

2. Вещественные – археологические памятники (остатки материально-производственной деятельности человека), остатки поселений и погребений, ремесленные изделия, орудия труда, святилища, монеты и др.;

3. Этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки и пережитки древнего быта различных народов): обычаи, обряды, условия быта и т.д.;

4. Фольклорные материалы (устное народное творчество): сказки, легенды, эпос, былины, частушки и т.д.;

5. Лингвистические памятники (данные языка, географические названия и т.д.);

6. Кино-фотодокументы;

7. Фонодокументы (аудизаписи в различных формах).

Если для изучения догосударственного периода и первых веков развития русского государства главную роль играют вещественные, этнографические, фольклорные и лингвистические памятники, то с возникновением письменности наибольшее значение для историков приобретают письменные источники. Письменные источники можно также разделить на несколько групп:

1.) Летопись – погодное повествование о событиях. Академик А.А. Шахматов установил, что летописи – не непосредственное отражение того, что было написано, а своды, основанные на нескольких источниках. Особенности летописей – их субъективность, пристрастность. Авторами были монахи или приближенные к главам государства, которые описывали события с учетом политической обстановки, возвеличивая одних князей и принижая роль других. Поэтому летописи как источник нуждаются в критическом анализе. Центральный летописный свод – «Повесть временных лет» – описывающий события от сотворения мира до начала XII в. (автор – монах Нестор). В XVII в. летописание прекращается, т.к. появляются другие исторические сочинения и начинает развиваться историческая наука.

2.)Законодательныеакты – правовые документы, исходящие от государственной власти и имеющие высшую юридическую силу. Для дореволюционной России можно привести следующие памятники: «Русская Правда» (XI-XII вв.); Судебник Ивана III (1497 г.); Судебник Ивана IV (1550 г.); Соборное уложение 1649 г., а также ссудные и уставные грамоты (памятники эпохи раздробленности).

3.)Актовыематериалы – документы, фиксирующие сделки, договоры между частыми лицами, государством и частными лицами, между государствами. Для эпохи Киевской Руси их сохранилось незначительное число: от XII в. – 8 частных актов (о передаче по завещанию или дарения монастырям); от XIII в. – 15 актов. Только с конца XIV в. – количество их увеличилось, что свидетельствует о распространении купли-продажи, завещаний, частных сделок.

4.) Делопроизводственные документы – их функцией является документное обслуживание различных управляющих систем (государственное делопроизводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводство акционерных компаний, организаций и т. д.).

5.) Литературные произведения – например, замечательные памятники Древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Сказание о Батыевом нашествии», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

6.) Публицистика – «Поучение Владимира Мономаха», «Слово Даниила Заточника», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

7.) Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

8.) Сочинения иностранных авторов – огромную роль играют, прежде всего, для изучения бесписьменной Руси: исландские саги, сочинения античных историков Геродота, Прокопия Кессарийского, Иордана, Тацита, восточных авторов и т.д.

9.)Материалы периодической печати.

10.) В XX в. появляются новые письменные источники – партийные документы (постановления и решения съездов, резолюции, уставы и программы политических партий и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: