Народные движения XVII в

Раскол Русской Православной Церкви

Огромную роль в истории сыграл раскол русской церкви в середине 17 века. В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Когда Никон стал в 1652 г. патриархом, он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, богослужебные книги стали исправляться по греческим образцам. Старообрядцев возглавил протопоп Аввакум. Одновременно Никон стал претендовать на государственную власть, демонстративно подчеркивая превосходство духовной власти над светской. Борьба с царём продолжалась восемь лет до церковного собора 1666 г., который вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.

После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец, бояре. Преследования вынудили старообрядцев уходить на окраины государства, и даже за его пределы. Раскол на долгие годы стал питательной средой для различных антиправительственных выступлений.

Середина – вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его в финансовой реформе главы правительства боярина Б.И. Морозова. Государственную казну он решил пополнить, заменив прямые налоги косвенными, прежде всего, высокой пошлиной на соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство рядового посадского населения. Тогда в 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем – прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. Летом 1648 г. в столице начались погромы дворов бояр и других представителей знати. В итоге был созван Земский собор, в основном удовлетворивший требования восставших. Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. Власть жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669 гг.) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета – Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север – вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: