Коммунистического общества

СТРАНЫ. КУРС НА ПОСТРОЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Сразу после смерти И.В. Сталина началась работа по демократизации советского общества, в центре которой был процесс д есталинизации, который выражался:

1. В изменениях в высшем партийном и государственном руководствах страны. В июле 1953 г. был отстранен от должности первого заместителя Председателя Совета Министров СССР и Министра внутренних дел, арестован, а затем осужден и расстрелян самый одиозный соратник И.В. Сталина – Л. П. Берия. В 1957 г. лишились своих высоких государственных постов члены сталинской «гвардии» Г. Маленков и В. М. Молотов. Эти перестановки в высшем государственном и партийном руководстве страны позволили Н. С. Хрущеву начать, а затем и усилить критику культа И. В. Сталина.

2. Б ыли закрыты крупные политические дела – «Ленинградское дело», «Дело врачей».

3. Н ачался процесс реабилитации политических заключенных. В 1953 г. были образованы комиссии по проверке дел осужденных и реабилитации. В течение 1953 г. было реабилитировано около 1 тыс. человек, а до 1956 г. – около 10 тыс.

4. Б ыла осуществлена реформа судебной и правоохранительной систем. В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР издал Указ, согласно которому Верховному Суду было дано право пересматривать дела репрессированных. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство и принято Положение о прокурорском надзоре. Проведены структуризация и кадровая реорганизация МГБ, МВД. Реорганизация лагерной системы началась сразу после смерти И. В. Сталина. В течение 1953-1955 гг. многие лагерные структуры и подразделения подвергались сокращению и значительной реорганизации. По амнистии из лагерей и колоний были освобождены 1,2 млн человек – 53,8 % всех заключенных, ликвидировано 104 лагеря, 1567 колоний и лагерных подразделений, сокращено 180 тыс. работников ГУЛАГа.

5. Н ачалась компания по осуждению культа личности: имя И.В. Сталина стало реже упоминаться в печати, прекратился выпуск его сочинений, запрещено было именами здравствующих руководителей называть города, населенные пункты, вывешивать их портреты.

6. Н ачали издаваться художественные произведения, осуждающие И. В. Сталина и сталинизм: «Оттепель» И. Эренбурга, «Не хлебом единым» М. Дудинцева, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Наследники Сталина» Е. Евтушенко и др.

Десталинизация – это процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привел к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью». Термин «десталинизация» употребляется в западной литературе с 1960-х годов.

Процесс официальной десталинизации, начатый в 1956 г. на XX съезде КПСС и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», достиг своего пика в 1961 г. на XXII съезде Коммунистической партии. В партийных документах указывались объективные и субъективные причины возникновения культа личности И. В. Сталина, были обнародованы и осуждены факты массовых репрессий.

С началом официальной десталинизации реабилитация охватила миллионы простых граждан СССР и целые народы. Были реабилитированы и восстановлены национальная государственность калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Сняты обвинения в пособничестве оккупантам с немцев Поволжья и крымских татар.

Таким образом, за десятилетие, истекшее после смерти Сталина, общественно-политическая система СССР сделала значительные шаги на пути превращения из тоталитарной системы в авторитарную. Ушли в прошлое массовые политические репрессии, сопровождающиеся ранее физическим устранением действительных и мнимых противников режима. Несколько отрегулировались правовые основы деятельности властных структур. Был смягчен в ряде отношений партийно-государственный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности граждан. Укрепились и расширились права граждан на труд и отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание. Появилась возможность в завуалированной форме – через осуждение преступлений времен «культа личности» – критиковать наиболее одиозные проявления всевластии Системы.

Сегодняшнее российское общество неоднозначно относится к Сталину и процессу десталинизации, о чем свидетельствуют соцопросы населения. Согласно опросу ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в апреле 2011 года, четверть россиян (24 %) сообщили, что их семья пострадала от сталинских репрессий. Курс на «десталинизацию» поддерживают 26 % россиян. При этом результаты опроса свидетельствуют о том, что все больше россиян считают, что роль Сталина в истории страны была скорее положительной (рост с 15 % в 2007 году до 26 % в апреле 2011 года), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (снижение с 33 % в 2007 году до 24 % в апреле 2011 года соответственно). Полученные результаты также свидетельствуют, что большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизации просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45 %).

О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И. В. Сталин еще в 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б). XIX съезд партии констатировал, что социализм в СССР победил «полностью и окончательно» и что страна вступила в этап «развитого строительства коммунизма».

XXII съезд КПСС, состоявшийся в 1961 году, утвердил новую, третью по счету, партийную программу – Программу строительства коммунизма в СССР.

В Программе дано определение коммунизма, указывается, что переход к нему от социализма является естественно-историческим процессом и предполагает решение трех взаимосвязанных задач: создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека. Создание материально-технической базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и культурных благ для всего населения, советское общество приблизится к осуществлению принципа распределения по потребностям. В ходе строительства коммунизма государственная и кооперативно-колхозная собственность сольются в единую общенародную собственность, исчезнут различия между классами, городом и деревней, умственным и физическим трудом. Человек коммунистического общества должен был гармонически сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. Однако жизнь показала недееспособность и утопичность программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: