Потоковый ввод-вывод
Поток – это абстрактное понятие, которое относится к любому переносу данных от источника к приемнику. Потоки С++ обеспечивают надежную работу как со стандартными (stdin, stdout), так и с определенными пользователем типами данных. Поток определяется как последовательность байтов не зависящая от конкретного устройства.
Для ввода-вывода в консольных приложениях в языке С++ используются два объекта класса iostream: cin (класс istream), cout (класс ostream) и две операции: >> и <<. Для их работы необходимо подключить заголовочный файл iostream.h.
Формат записи операций извлечения из потока >> (ввод с клавиатуры) и помещения в поток << (вывод на экран) следующий:
cout << выражение;
cin >> ID(имя) переменной;
Стандартный поток вывода cout по умолчанию связан со стандартным устройством вывода stdout (дисплей монитора), а ввода cin – со стандартным устройством ввода stdin, т.е. клавиатурой. Приведем пример:
#include<iostream.h>
void main (void)
{
int i, j, k;
cout << “ Hello! ” << endl; // «end line» – переход на новую строку
cout << “ Input i, j ”;
cin >> i >> j;
k = i + j;
cout << “ Sum i, j = “ << k << endl;
}
Наряду с потоковым вводом-выводом, в консольных приложениях применяются и функции ввода-вывода языка Си. Их декларации приведены в заголовочных файлах stdio.h и conio.h.
Для вывода информации на экран монитора (дисплей) в языке Си служат функции printf () и puts ().
Формат функции форматного вывода на экран:
printf (управляющая строка, список объектов вывода);
В управляющей строке, заключенной в кавычки, записывают: текст, выводимый на экран; спецификаторы форматов, указывающие компилятору способ вывода объектов (каждый спецификатор формата начинается с символа ' %').
В списке объектов вывода указываются выводимые на экран переменные, константы или выражения, разделенные запятыми. Список объектов вывода может отсутствовать.
Каждый из спецификаторов формата соответствует своему объекту из списка вывода, в порядке следования. Поэтому количество и порядок следования спецификаторов форматов должны совпадать с количеством и порядком следования выводимых объектов. Функция printf выполняет вывод данных в соответствии с указанными форматами. Весь остальной (кроме спецификаторов форматов) текст управляющей строки выводится на экран без изменений.
Имеется большое количество различных спецификаторов формата. Основные из них:
% d (% i) – десятичное целое число;
% f – вещественное число, запись с фиксированной точкой;
% е – вещественное число, экспоненциальная запись;
% g – вещественное число, запись с фиксированной точкой либо экспоненциальная запись, в зависимости от значения величины;
% o – восьмеричное число без знака;
% x – шестнадцатеричное целое число без знака (малые буквы a-f);
% X – шестнадцатеричное целое число без знака (большие буквы A-F);
% c – один символ;
% s – строка символов (массив char).
Для "длинных" типов чисел добавляется символ l: % ld – long (длинное целое), % lf – double (вещественное число с удвоенной точностью). Для еще более длинных типов чисел вместо l добавляется L: %Ld - long long, %Lg - long double в соответствии с форматом %g.
Если нужно напечатать сам символ %, то его нужно указать 2 раза:
printf ("Только %d%% предприятий не работало. \n", 5);
Получим: Только 5% предприятий не работало.
Пример:
int number = 5; float but = 255; int cost = 11000;
printf(" %d студентов съели %f бутербродов. \n", number, but);
printf(" Значение числа pi равно %f. \n", M_PI);
printf(" Стоимость этой вещи %d %s. \n", cost, "Руб.");
...
В спецификаторах формата функции printf после символа % можно указывать число, задающее минимальную ширину поля вывода, например, %5 d – для целых, %4.2 f – для вещественных (означает поле общей шириной 4 символа, две цифры после запятой). Недостающие позиции будут слева заполнены пробелами (если нужно заполнить их нулями, перед шириной поля надо поставить символ '0', например: %05d). Если, наоборот, указанных позиций не хватает для вывода целой части числа, то происходит автоматическое расширение поля до нужной ширины.
Если после «%» указан знак «минус», то выводимое значение будет выравниваться по левой (а не по правой) позиции поля вывода заданной ширины, например: % – 10d.
Использование функции printf для преобразования данных:
1) printf("%o", 336); получим: 520, т.е. 5*8**2+2*8+0*1 = 336;
2) printf("%x", 335); получим: 14f (шестнадцатеричное).
Можно использовать функцию printf для нахождения кода ASCII некоторого символа:
printf (" %c – %d\n", 'a', 'a');
получим десятичный код ASCII символа а: a – 65.
Функция puts (строка); выводит на экран дисплея строку символов, автоматически добавляя к ней символ перехода на начало новой строки (\n).
Аналогом такой функции будет: printf(“строка\n”);