Виды организационных комуникаций

В самом общем виде разделяют коммуникации, направленные в рамках организации сверху - вниз, снизу-вверх и по горизонтальной плоскости. Эффективность осуществления всех трех видов коммуникаций - важная и актуальная задача для менеджеров разных уровней (рисунок 2.1). С позиций информационных технологий целесообразно рассмотреть формальные каналы коммуникации и типы информации, проходящей через них.

Первый тип формальных каналов коммуникации - нисходящие коммуникации. Они включают в себя: исполнение целей и стратегий, принятых менеджерами высшего уровня, приказы и инструкции, формальные правила и процедуры, оценку результатов деятельности младшего персонала, внедрение норм корпоративной культуры. Информационным технологиям здесь отводится очень важное место, поскольку они позволяют минимизировать искажение смысла сообщений, рассеивания коммуникаций, появления двойного смысла сообщений.

Второй тип - восходящие коммуникации, идущие от низших уровней организации до самых высших. Это могут быть: очередные отчеты о проделанной работе, широкий спектр финансовой, маркетинговой и аналитической информации, сообщения о возникающих проблемах и предложения по их решению, информация о конфликтах и жалобы, результаты конфиденциальных опросов и другие сообщения.

Третий тип формальных каналов коммуникации - горизонтальные коммуникации. К ним относят обмен сообщениями между сотрудниками одного уровня. Чаще всего горизонтальные коммуникации составляют консультации между отделами, по решению вопросов внутри отделов, а также проблемы координации совместной деятельности и взаимной поддержке между отделами.

Информацию, циркулирующую на предприятии, также можно классифицировать по уровням руководства, на которых эта информация чаще всего бывает востребована. Так, высшим уровням руководства соответствует информация для выработки стратегии и принятия стратегических решений. На среднем уровне руководства востребована информация для тактического планирования и принятия решений. Руководители низшего уровня оперируют информацией для контроля и оперативного планирования. На уровне исполнителей происходит обработка оперативных сделок, ответ на запросы, ведение документации и т.д.

Рисунок 2.1 - Организационные коммуникации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: