Формы девиантного поведения

2.1 Психическая декомпенсация невротического типа

Ее формирование связано с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается повышенная чувствительность, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание своих неудач. При этом снижается успеваемость. Во время устных ответов, контрольных работ они испытывают страх, растерянность. Они переживают особенности своей внешности: наличие косоглазия, микроцефалии, моторной неловкости и т.д.

Чувство неполноценности вызывает образование аутистических наклонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося повышенной сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реальности внешнего мира. Они предпочитают быть одни, а в фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными, ориентируясь на свой идеальный образ-Я. Поступки, внешне носящие асоциальный характер, например попытки бродяжничества, носят характер защитных реакций.

2.2 Психическая декомпенсация психопатоподобного типа

2.2.1 Нарушения с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости. Отмечаются нарушения школьной дисциплины (снижение внимания на занятиях, раздражительность, склонность к немотивированным конфликтам, агрессии, систематическим прогулам). В дальнейшем формируется асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество). Для них характерно отсутствие интереса к школьным занятиям. Обычно они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Наблюдается эмоционально-волевая незрелость, которая проявляется в отсутствии стойких привязанностей при большей общительности.

Основной мотив поведения - удовольствие: а любая деятельность, требующая волевых усилий вызывает отказ от нее. На уроках они расторможены, отмечается повышенная отвлекаемость. Любая их деятельность характеризуется импульсивностью, нетерпеливостью быстрой пресыщаемостью. Незрелые формы самоутверждения проявляются в примитивных вымыслах.

2.2.2 Нарушения с преобладанием аффективной возбудимости

Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности сопровождается повышенной раздражительностью и склонностью к агрессивным действиям. Аффекты связаны с обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, негативизмом. Интеллектуальную недостаточность они стремятся компенсировать физическим превосходством, утверждаясь агрессивным поведением. Возможны немотивированные колебания строения в виде дисфории со злобностью, подозрительностью.

Физически эти подростки более развиты, у них наблюдается более раннее и ускоренное половое созревание. Это подтверждает наличие патогенетической связи между аффективной возбудимостью и дисгармоничным бурным половым метаморфозом.

2.2.3 Нарушения с преобладанием патологии влечений

Влечения носят непреодолимый характер, что определяет их образ жизни, часто препятствуя их пребыванию в школе. Наблюдается повышенная сексуальность, склонность к бродяжничеству, мелкому воровству, что сочетается с явлениями интеллектуальной недостаточности. Побеги принимают бесцельный характер, возникая в период дисфории. Отмечается ранняя, частая алкоголизация с развитием быстрого привыкания. В свою очередь это способствует развитию токсико- и наркомании. В тех случаях, когда патологическое влечение приобретает характер агрессивности, жестокости, садизма; дети совершают преступления. Внешне отмечаются признаки дисгармонии развития, связанной с половым метаморфозом.

Вопросы и задания

1. Что такое девиантное поведение?

2. Какие механизмы девиантного поведения вы знаете?

3. В чем особенности деликвентного поведения?

4. Дайте характеристику основных форм девиантного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: