Моторика

Речь

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальная недостаточность не является обязательным признаком для аутизма. Обычно она носит вторичный характер. Еще Л. Каннер (1955) отмечал, что эти дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные данные и даже быть парциально одаренными: обладать абсолютным музыкальным слухом, хорошо рисовать и т. д. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения произвольной деятельности, целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, быстрая утомляемость. Имеется также определенная необычность мышления, склонность к символизму.

Сама интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры, интересы ребенка далеки от реальной ситуации, их содержание монотонно, а поведение однообразно. Игры длительно сохраняют манипулятивный характер. Причем дети предпочитают манипуляции с не игровыми предметами: палочками, бумажками и т. д.

Аутистические фантазии имеют сказочную форму, часто встречается сюжет перевоплощения в животных. В отличие от игры здорового ребенка наблюдается полный отрыв от реальности, охваченностъ всего поведения фантастическим сюжетом. Их содержание связано с попыткой компенсировать имеющиеся страхи, повышенной тревожности, чувством собственной неполноценности.

Часто при потенциально большом словарном запасе и способности к сложным речевым оборотам дети не пользуются речью для общения. Это может быть частичный или полный мутизм, аутичная речь, обращенная в пространство, к самому себе, эхолалия при ответах на вопросы. Характерно неупотребление личных местоимений, речь о себе во втором или третьем лице. Тембр и модуляции голоса неестественны, часто певучи. При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству, бесцельному манипулированию звуками, слогами, отдельными фразами из стихов и песен.

Могут наблюдаться дисфазии (Вебер Д., 1978), нарушения понимания значений слов, неспособность к усвоению грамматических правил (Раттер М., 1978). Речевые нарушения также расценивают как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов.

Наблюдается нарушение координации произвольных движений, трудности, в освоении навыков самообслуживания. Отмечается мышечная гипотония, слабость мышц, особенно рук. Вместе с тем формируется манерность и вычурность движений, склонность к гримасам, неожиданным жестам, сходным с навязчивыми ритуалами. Расстройства функции вестибулярного аппарата обуславливают страх при имеющемся нарушении равновесия, отмечается тенденция к вращательным стереотипным движениям.

Двигательные нарушения часто напоминают моторную апраксию с отсутствием плавности, гибкости, нарушением координации. Изменяется программа организации движений. Имеется сочетание относительной сохранности отдельных операций с более выраженным нарушением их пространственно-временной реализации. Застывший или скользящий взор, неустойчивость зрительной фиксации предполагают наличие и зрительно-моторных расстройств. Отмечаются нарушения ритма, темпа речи /ее скандированность, толчкообразность/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: