double arrow

Теоретические основы нейропедагогики и педагогической нейропсихологии

При этом, уважаемые коллеги, давайте вместе подумаем, что может означать понятие нейропедагогики и каково ее значение? (какие будут мнения)...

Спасибо! Действительно с высказанными мнениями можно согласиться. В частности, нейропедагогику можно определить как смежную область знаний, обьединяющую современные достижения нейронаук, различных отраслей педагогики и психологии по проблеме нейропсихологической организации образовательного пространства в процессе учебной деятельности. Она призвана создать интегративную теоретическую базу, общую методологию, конкретные диагностические, коррекционные технологии.

В связи с этим основную часть лекции мне бы хотелось начать словами К.Д. Ушинского: «Отношение, в которое душа поставлена к нервному организму, составляет одну из величайших тайн творения, которая возбуждает сильнейшее любопытство в человеке, оставаясь для него величайшей загадкой». В них более века тому назад Константин Дмитриевич подчеркнул важность учета в педагогической деятельности как собственно психологических основ, так и особенностей нейродинамической организации образовательного пространства, т.е. многоуровневых принципов нейропедагогики.

И если открыть его фундаментальный трехтомный труд «Педагогическая антропология», то с позиции богословской триада дух-душа-тело, он посвящает значительную часть работы нейрофизиологическим, психофизилогическим и нейропсихологическим аспектам образовательной деятельности. К сожалению, данные аспекты психической активности учащихся во многом игнорировались в период советской педагогики, когда основной акцент делался на исследовании межличностной коммуникации.

Современная дифференциация знаний в области педагогики, ее интеграция с нейропсихологией (которую мы с вами сейчас изучаем) позволяют говорить о перспективности разработки педагогической нейропсихологии (Трошин О.В,1998). Она имеет три источника: обшая педагогика, педагогическая психология и нейропсихология (рис.0). В состав последней входит также нейрофизиология, психофизиология и патопсихология.

Кроме того существуют три составные части педагогической нейропсихологии: (1) обшая, (2) частная и (3) прикладная (собственно нейропедагогика) (рис.1.). Они включают в себя соответствующие дисциплины.

Давайте теперь вспомним вместе, что такое нейропсихология? (дайте пожалуйста определение). А какие задачи она решает? (перечислим пожалуйста). Хорошо! А теперь запишем определение педагогической нейропсихологии, в состав которой входит и нейропедагогика.

Педагогическая нейропсихология - это интегративная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности взаимодействия нейродинамических, психодинамических и социодинамических уровней в поведении, общении и деятельности учащихся, в условиях единого нейропедагогического пространства.

При этом можно выделить следующие задачи педагогической нейропсихологии:

1) Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субьектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы синтологического формирования общего нейропедагогического пространства.

2) Исследовать те обьективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.

3)Проанализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.

4) Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов.

В практическом плане педагогическая нейропсихология призвана объединить теоретические знания и практические навыки данных специалистов; раскрыть объективное психологическое содержание таких категорий как пед. мастерство, искусство, культура и вопросы пед. самоактуализации личности преподавателя; спроецировать многочисленные достижения современной психологии в практические аспекты учебной деятельности.

Нейропедагогика, как прикладной раздел педагогической нейропсихологии, формируется на стыке педагогической психологии, нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, социальной психологии и других смежных областей знаний, раскрывающих единство индивида, субьекта и личности в процессе образовательной деятельности. Основу составляют синтологические принципы структурного анализа, которые мы разрабатываем.

Нейропедагогика является комплексной образовательной системой воспитания и обучения на основе достижений нейронаук. При этом нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики (1), нейропедагогической диагностики (2), нейропедагогики воспитания (3), нейропедагогической коррекции и адаптации (4), нейропедагогической организации (образовательного процесса) (5). Данная лекция посвящена преимущественно основам нейропедагогики.

Мы с вами, уважаемые коллеги, знаем, что Л.С. Выготский выделил «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). НПФ, в частности, включают в себя наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональную память и т.д. В свою очередь ВПФ - это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др.

Давайте вспомним базисное определение ВПФ? (пожалуйста).

Педагогическая нейропсихология призвана расширить сферу классической нейропсихологии А.Р.Лурье, включить в нее законы обучения и воспитания человека, культурологический принцип образования в их соотношении с процессами формирования мозга и развития психики человека. Известные высшие психологические функции (ВПФ), характерные для классической нейропсихологии, рационально дополнить так называемыми высшими педагогическими функциями (ВПеФ) (рис.2). По-видимому, к низшим педагогическим функциям (НПеФ) можно отнести механизмы импритинга, инициации, следования и т.д. Вместе - НПеФ и ВПеФ составляют нейропедагогические функции (НФ).

Если ВПФ являются произвольными, осознанными, опосредованными системными качествами, или психологическими системами; то ВПеФ представляют собой совокупность нейропедагогических систем, ответственных за обучение, воспитание, а также развитие и саморазвитие человека в процессе учебно-воспитательной деятельности. По Р.С. Немову они связаны с механизмами научения.

Кроме того, существуют и еще более сложно организованные психосоциальные функции. Поэтому сегодня значение и уровень ВПФ пересматриваются; с современных позиций «они не самые высшие», над ними надстраиваются другие функции в процессе развития человека.

Традиционно педагогические системы рассматривались как нечто внешнее, обьективированное для человека. Но современное развитие педагогической психологии показывает важность и внутреннего представительства данных систем. Только наличие исходных рефлексивных аналогов (нейропедагогических систем) позволяет ребенку воспринимать то, что ему предлагается в процессе образовательной деятельности. Субьектные нейропедагогические системы, по-видимому, являются также внутренним источником самообучения и самовоспитания человека на протяжении всей его жизни.

Известно, что с позиции социометрического направления в изучении малых групп (Дж. Морено) выделяется две структуры групповых отношений: 1) макроструктура («пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности); 2) микроструктура (структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми).

С точки зрения предлагаемого подхода к данной проблеме социометрическое понятие макроструктуры во многом соотносимо со структурой нейропедагогического пространства, а понятие микроструктуры - с индивидуальной нейропедагогической позицией в нем учащегося. Проанализируем сначала преимущественно нейродинамический уровень организации нейропедагогического пространства.

Уважаемые коллеги! Хотелось бы подчеркнуть, что многие аспекты педагогической деятельности обычно остаются за гранью подсознательного, т.к. в среднем человек воспринимает лишь 5-10% информации от внешнего мира. Остальная информация поступает в процессе апперцепции, т.е. не осознается. Поэтому важно в своей работе максимально расширить сферу сознания, произвольной регуляции образовательной деятельности. В этом огромный внутренний потенциал расширения возможностей работы педагога и психолога.

Образно представим, как мы плавно открываем дверь в учебную аудиторию, медленно в нее входим. Почувствуем вновь ее внутреннюю структурную организацию, ощутим с позиции принципа «здесь и сейчас» в чем особенности данного образовательного пространства в целом и его отдельных компонентов: физического пространства - аудитории (стены, парты, стулья и т.д.); психологического пространства - расположения учащихся в соответствии со своими индивидуально-психологическими свойствами; психосоциального пространства - межличностной коммуникации учитель-учащиеся в процессе образовательной деятельности. Все три составляющие формируют вместе единое образовательное пространство.

Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним и зарисуем традиционную схему учебной аудитории, т.е. физического пространства, в котором осуществляется образовательная деятельность.

И попробуем ответить на простые вопросы, которые мы почему-то никогда себе не задаем; и обычно данные аспекты не осознаются:

1) Почему окна в учебной аудитории располагаются слева? Пожалуйста, подумаем вместе! Спасибо.

Дело в том, что в обычном положении световой стимул в большей степени засвечивает правый глаз и активирует за счет перекрестных связей зоны левого полушария. Это обеспечивает повышение эффективности левосторонней интеллектуальной, речевой деятельности, что улучшает показатели учебной работы. Поэтому левые позиции в образовательном пространстве занимают учащиеся преимущественно с правосторонней доминантностью зон мозга и соответствующих психологических систем, с подсознательной целью компенсировать недостаточность левосторонних систем.

Это определяет важность свободного выбора позиций учащихся в классе. При определении позиций учителем блокируется актуализация у ребенка соответствующих нейропедагогических процессов, может формироваться задержка развития ВПеФ, ВПФ.

Данным правосторонним типам, в частности, требуется большее визуальное пространство для активизации психической деятельности и доминирующего образного мышления. Для этого они используют зону окон (кто сидит у окон знают, что прямо или боковым зрением они включают внеаудиторное физическое пространство в деятельность). В негативном плане она может быть для них также зоной отвлечения. У этих учащихся преобладают перцептивные процессы в образовательной деятельности (принимающий тип личности).

2) Другой аналогичный вопрос. Почему вход в аудиторию находится спереди-справа? Пожалуйста...

Предполагается, что правые позиции наоборот занимают психотипы с левосторонней доминантностью психологических систем. Им в меньшей степени требуется световая стимуляция левого полушария. Наоборот необходимо снижение его избыточной активности.

С этой целью они подсознательно используют зону двери (зона выхода в негативном плане, когда учащийся мыслями уже на перемене, также вне образовательной зоны). Это психотип с доминированием интерактивной психической активности (отдающий тип личности). Вспомним в обыденном плане: левая рука - принимающая, правая - отдающая.

В образовательном пространстве также можно выделить зону изоляции (задние и задне-правые позиции), зону детерминации (передняя зона преподавателя), зону коммуникации (средняя учебная зона). Последняя зона является и зоной максимального нейропедагогического стресса. Поэтому на семинарских занятиях, контрольных работах учащиеся ее активно избегают.

При этом возникает явление нейропедагогического смещения учащихся в боковые и задние позиции (см. варианты). В результате отмечается три основные нейропедагогические конфигурации образовательного пространства в условиях реализации соответствующих механизмов психологической защиты от стресса (боковое смещение, заднее смещение, смешанный варинт). Левые позиции занимает «пасссивный» тип (пассивно-оборонительная реакция); правые позиции - «активный» тип (агрессивно-наступательная реакция); задние позиции - «неустойчивый» тип (защитно-изолирующая реакция).

3) Переходим к следующему аспекту. Почему расположение парт традиционно: по 3 продольных ряда и 4 поперечных ряда? Зачем вообще нужны ряды и двухместные парты? Пожалуйста...

Считается, что преобладающая зона восприятия находится в образовательном пространстве с левой стороны (перцептивная, афферентная, сенсорная, аффекторная зона). Преобладающая зона интеракции или взаимодействия находится в правой части образовательного пространства (интеракционная, эфферентная, моторная, эффекторная зона).

Средний продольный ряд занимают амбидекстры, у которых нет выраженной доминантности полушарий и психологические системы отличаются двусторонней организацией. Это зона коммуникативная, обьединяюшая перцептивные и интерактивные процессы; зона управления образовательной деятельностью.

Пары учащихся подбираются по принципу взаимодополнения их психотипов. Упрощенно: слева за партой располагается правосторонний тип; справа - его компенсирует левосторонний тип. При этом известно, что правосторонний психотип считается женским, а левосторонний - мужским. Подчеркиваем, уважаемые коллеги, - не обязательно по полу, а по психологическим особенностям.

Кстати многие общественные заведения и помещения имеют именно такую пространственную организацию. Для наглядности можно вспомнить наш Ученый Совет: подсознательно женщины занимают левые позиции, мужчины - правые; средний ряд - смешанный.

По богословской традиции в православном храме женщины обязаны стоять только в левом пределе, а мужчины - в правом во время богослужения. Иконостас традиционно оформлен аналогичным образом: слева иконы Богородицы, справа - Спасителя.

Вспомним, уважаемые коллеги, как структуировалась символически передняя зона класса (передняя стена) в дореволюционных школах? Пожалуйста, кто знает...

На передней стене слева - иконы, как источник духовной информации (перцепция); в центре портрет царя - как символ управляющего, организующего начала и доска с учебной информацией, учитель как символы образовательной коммуникации; в правом углу скамья для порки, розги, угол в который ставили коленками на горох (символ наказания, порицания, интерактивного взаимодействия).

То есть, существуют универсальные общие закономерности организации всех пространств: от духовного, к социальному, психологическому и физическому. Поэтому особенности структуры аудитории - это не столько результат архитектурной или санитарно-гигиенической традиции.

Это, прежде всего внешняя проекция на физическое пространство, внутреннего психологического пространства человека. Поэтому когда учащийся заходит в класс возникает эффект пространственного изоморфизма (соответствия) внутренних и внешних пространств, что повышает эффективность образовательной деятельности.

В результате перед нами возникает центральный вопрос лекции: как эти пространства между собой взаимодействуют в общей психологической структуре образовательного пространства? И что нейропедагогика может предложить для его анализа?

В частности, направление групповой динамики К.Левина опирается в своих исследованиях на теорию поля, в соответствии с которой законы социального поведения необходимо искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, их локализацию и измерение. Данная теория хорошо описывает нейропедагогические функции и механизмы в условиях анализа нейропедагогических полей образовательной деятельности учащихся.

Таким образом, мы с вами переходим к третьему вопросу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: