Упражнение в подборе проверочных слов.
Работа по карточкам.
Актуализация, систематизация и закрепление умений, знаний.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- А непроверяемую гласную?
(Непроверяемую гласную мы запоминаем, эти слова из словаря)
а) Словарно-орфографическая работа
- Запишите слова с безударными гласными.
Дети записывают слова: мороз, север, погода, ветер, хорошо, весело. Можно ли проверить безударные гласные?
(Непроверяемую гласную мы запоминаем, эти слова из словаря)
– К какому времени года относятся эти слова?
Открывается слово: ЗИМА. -- Что такое зима? Дома вы должны были выяснить лексическое значение этого слова.
«Зима» – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.
Запись на доске и в тетради Зима, зимушка, зимний, зимы
- Сегодня мы пригласили Зимушку к нам на урок.
Зима – чудесное время года. Катание на лыжах, коньках, санках, игра в хоккей – всё это бывает зимой. Снеговики снежные крепости тоже бывают зимой. И всё это не просто интересно, но и полезно для здоровья. Физкультура, игры, труд на свежем воздухе закаляют человека, делают его сильным, ловким, выносливым.
|
|
б) Решение орфографических задач.
П_ёт з_ма – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвономс_сняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну д_лёкую
С_дые _блака. (работа в парах)
(С.Есенин)
- Определить, на какое правило пропущены орфограммы? (безударная гласная)
- Как проверить безударную гласную?
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
- Как проверяли безударную гласную?
в) Упражнения в написании слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.
Посмотрите, ребята, как красив зимний лес. (слайды на интерактивной доске)
Белыми хлопьями зима засыпала сучья деревьев, кусты, землю. Всё покрыто белым, пушистым ковром. Тихо стало в лесу. Кажется, всё спит. Но это не так. Зимний лес живёт своей жизнью. Там видны следы зверей, тут разбросаны скорлупки от орехов.
- Ребята, кто знает, какие птицы остаются у нас зимовать?(ответы детей)
На доске слова: клесты, вороны, синицы, сова, воробьи, сороки, снегири.
- На доске я записала некоторые названия зимующих птиц.
- Какое слово лишнее? (сова, стоит в ед.числе) Почему?
- Разделите слова на две группы.
- По какому принципу вы разделили слова?
- Запишите слова с безударной гласной, которую можно проверить и напишите через тире проверочное слово.
- Как вы подбирали проверочное слово?
- Составьте предложение о какой - нибудь интересной птице. (заслушиваются несколько предложений, выбирается лучшее для записи в тетрадь)
-Запишите это предложение в тетрадь (один ученик записывает на доске)
|
|
г) Беседа о птицах.
- Ребята, а вы знаете, почему с наступлением зимы птицы часто прилетают к жилью человека?
- Как вы думаете, что страшнее птицам: голод или холод? Почему?
- Чем мы с вами можем помочь птицам?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Ребята, что можно класть в кормушку птицам?
З -рно, с-мена.
Напишите слова правильно и найдите к ним проверочное слово.
д) Работа по памятке.
Отгадайте загадку:
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке. (снежинки)
- Зимушка приготовила для нас снежинки. Прежде чем мы обратимся к заданию на снежинках, выясним лексическое значение этого слова.
«Снежинка» – пушинка, кристаллик снега.
- Задание на снежинках поможет нам повторить способы нахождения проверочных слов для корня. Мы работаем со словами – предметами.
- Как проверить безударную гласную в корне? (ответы детей) (а ерить сомнительный согласный в корне?рне?ой работы.ждения проверочных слов для корня.
Как искать проверочные слова для корня?
Объясни значение слова.
Подбери однокоренное слово.
Измени проверяемое слово:
1 снежинка – задание для 1 варианта:
- Вставить безударную гласную, предварительно проверив её.
Снга – снег, Хлода – холод, Втра - ветер
2 снежинка - задание для 2 варианта:
У рки – реки По змле – земли О зме – зимы
- Проверяем работы. Объясняем, какой способ вы использовали?
4.ФИЗМИНУТКА:
(Электронная)
а) Работа у доски.
Посмотрите что у нас на пути. А на пути у нас зимняя горка слов, на которой мы будем соревноваться.
Рисунок 5.
На старт, внимание, марш.
А теперь, проверяем. (по сигнальным карточкам). Почему вставили именно эту букву?
Молодцы!
б).Работа в тетрадях