Анализ риска невостребованной продукции. Факторы возникновения риска.
Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать её. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
1. Внешние (причины, которые не зависят от деятельности и продукции):
- неплатежеспособность потребителей;
- высокий уровень процентных ставок по вкладам населения;
- демографическая ситуация: численность населения; возрастная структурная потребность;
- социально-экономические;
- культурные;
- этнические;
- политические.
2. Внутренние:
- недостаточно объективный и детализированный прогноз спроса на продукцию, составленный службой маркетинга;
- низкий уровень конкурентоспособности продукции;
- малоэффективная организация процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;
|
|
- неправильная ценовая политика предприятия на товарных рынках.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку.
Способы измерения риска:
- исчисление абсолютной суммы убытков в случае невостребованности продукции;
- определение степени риска - меры вероятности неосуществления намеченных мероприятий или недостижения запланированной суммы прибыли.
Абсолютный риск оценивают в стоимостном выражении. Относительный риск выражают в долях или процентах.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях.
Оценка риска невостребованной продукции включает:
1) анализ обеспеченности производства продукции договорами и заявками на поставку;
2) изучение динамики остатков готовой продукции и скорости ее реализации.
Конкурентоспособность продукции – качественная характеристика, которая показывает отличие анализируемого изделия от изделия-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по уровню затрат на ее удовлетворение.
Для оценки конкурентоспособности необходимосопоставить параметры исследуемого изделия и изделия конкурента с параметрами, заданными потребностями покупателей и сравнить результаты исследования.
Анализ конкурентоспособности также включает исследование платежеспособной потребности покупателей и изучение требований рынка.