Вопрос 3 риск невостребованной продукции можно подразделить на преодоли­мый и непреодолимый

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей по­купать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется не­реализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины:

• неправильно составленный прогноз спроса на продукцию слу­жащими предприятия;

• неправильная ценовая политика на рынках сбыта;

• снижение конкурентоспособности продукции в результате низ­кого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой ква­лификации персонала;

• неэффективная организация процесса сбыта и рекламы про­дукции.

Внешние причины:

• неплатежеспособность покупателей;

• повышение процентных ставок по вкладам;

• демографические;

• социально-экономические;

• политические и др.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодоли­мый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп явля­ется экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, конструктивные изменения, упаковку, рекламу, организаци­онную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покры­тия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Больший эффект достигается, если риск будет обнаружен на предпроизводственной стадии. Тогда экономический ущерб будет вклю­чать в себя только расходы на исследование рынка, разработку изде­лия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия. В сумму ущерба, кроме перечисленных выше издержек, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от времени обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными.

В первом пе­риоде можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим.

Во втором периоде еще можно внести существен­ные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок.

Если риск обнаружен после изготовления продукции, то нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платеже­способный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Таблица Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно про­анализировать обеспеченность производства продукции контракта­ми или заявками на поставку.

Как видно из табл. 2.2, план выпуска продукции В и Г был полно­стью обеспечен договорами на поставку продукции. По изделиям А и Б запланированный выпуск продукции был обеспечен договорами на поставку соответственно на 81,2 и 92,8%.

В результате предприятию пришлось пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес первых двух видов продукции и увеличив долю продукции В и Г. В связи с этим мы можем сделать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюнктуру рынка, на изменение спроса, внося соответствующие корректировки в производственную программу.

Для диагностики риска невостребованной продукции нужно проанализировать также динамику остатков готовой продукции и скорость ее реализации (табл). Анализ должен показать, по каким видам резко возрастает доля нереализованной продукции и замедляется скорость ее сбыта, которая определяется делением средних остатков продукции на однодневный объем ее продаж.

Таблица Анализ динамики остатков ГП

Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной продукции, особенно по изделиям А и Б, спрос на которые снизился и замедлилась скорость продаж, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например снижения цен на данные виды продукции или дополнительных затрат на более при­влекательную упаковку, рекламу и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: