Анализ ритмичности производства

Анализ качества продукции.

Качество продукции представляет собой совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять определенные требования покупателей.

Качество продукции - это экономическая категория, характеризующая параметрические, эксплутационные, технологические, потребительские и эстетические свойства товара, а также уровень стандартизации и унификации изделия, надежность и долговременность использования продукта.

Наряду с ценой, качество – это один из основных показателей конкурентоспособности продукции, повышение которого требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость.

Показатели качества продукции.

- |обобщающие - объективные характеристики, отражающие качество общего фактического объема произведенной продукции независимо от ее вида и назначения;

- индивидуальные - единичные параметры, характеризующие одно из свойств анализируемой продукции: полезность для организма; надежность, долговечность; многофункциональность и безотказность в эксплуатации; технологичность (степень рациональности технологических и инженерно-конструкторских решений); дизайнерские свойства изделия;

- косвенные: рекламация покупателей, штрафы и неустойки за низкокачественную продукцию, удельный вес, стоимость забракованной продукции, сумма потерь от брака.

При анализе сортовой продукции рассчитывают:

- долю продукции каждого сорта в общем объеме выпуска;

- средний коэффициент сортности;

- средневзвешенную цену в сопоставимых условиях хозяйствования.

Доля продукции каждого сорта в общем выпуске - показатель, характеризующий отношение фактического удельного веса отдельного сорта продукции в ее общем объеме.

Средний коэффициент сортности - относительная величина, рассчитываемая как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Ритмичность - это равномерный выпуск продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с графиком в объеме, ассортименте и структуре.

Ритмичность определяет:

- качество продукции

- объем незавершенного производства

- остатки годовой продукции на складах

- оборачиваемость капитала

- степень выполнения договорных обязательств по поставке продукции

- своевременность поступления дохода от реализации

- эффективность использования фонда оплаты труда

- уровень себестоимости продукции

- сумму прибыли от основной деятельности

- финансовое состояние предприятия.

Нарушение ритмичности ухудшает результаты хозяйственной деятельности организации вследствие снижения качества продукции, увеличения объемов затрат.

Показатели ритмичности бывают прямыми и косвенными.

Прямые показатели:

- коэффициент ритмичности - относительный показатель, величина которого определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более их планового уровня;

- коэффициент вариации - относительный показатель, рассчитываемый как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за смену среднесменному плановому объему производства продукции;

- коэффициент аритмичности - относительный показатель, значение которого определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в производстве продукции от плана за каждую смену;

- удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;

- доля продукции, выпущенной в первую (вторую, третью) декаду отчетного месяца и т.д.

Косвенные показатели ритмичности:

- доплата за сверхурочные работы;

- оплата простоев по вине предприятия;

- наличие потерь от брака;

- уплата штрафов, пеней, неустоек за несвоевременную или неполную поставку продукции, выполнения работ или оказание услуг;

- наличие сверхплановых остатков незавершенного производства;

- сверхнормативные остатки готовой продукции на складах;

При анализе ритмичности рассчитывают коэффициенты ритмичности, вариации и аритмичности.

Всесторонний анализ производства и реализации продукции невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются результаты роста выручки от продаж, обосновываются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в производстве.

Факторы изменения объема реализации продукции

- объем производства продукции;

- размер остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота;

- эффективность использования: трудовых ресурсов, основных производственных фондов, материальных ресурсов;

- величина остатков готовой продукции на складах, средние остатки отгруженной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: