Роль инженера в современном обществе

Электрические системы как основа электроснабжения страны

Основой электроснабжения страны являются электрические системы, которые принципиально состоят из трех звеньев:

- Первое звено – электрические станции, на которых за счет химической энергии топлива или энергии падающей воды, ядерной или какой-то другой вырабатывается электрическая энергия;

- Второе звено – электрические сети (воздушные и кабельные) и подстанции, служащие для передачи и распределения электрической энергии от электростанций потребителям;

- Третье звено – потребители электрической энергии, преобразующие ее в нужный им вид энергии: механическую – для приведения в движение машин; в химическую – для получения химических продуктов; в световую – для освещения; в тепловую – для варки стали, приготовления пищи, нагрева помещения и т.п.

Ученые, изобретатели, инженеры многих стран, в том числе и России, определили создание и развитие всех звеньев электрической системы.

В следующем разделе вкратце проследим создание и развитие первого звена электроэнергетической системы в нашей стране.

Роль инженера в современном обществе велика и в перспективе будет ещё больше. В последнее десятилетие понятие «инженер» в значительной степени утратило ту творческую, изобретательскую сторону, которая должна быть для него характерна (экономист, бухгалтер, юрист и т.д. – часто меняются законы, инструкции, методы, а в электротехнике законы остаются прежними). Ведь само слово «инженер» французского происхождения подразумевает человека, способного к созданию нового, к изобретательности.

В современных условиях функции инженера становятся более ответственными, творческими понятие «инженер» в силу объективных изменений вновь приобретает прежний творческий смысл. Возможности инженера для творческой научной деятельности расширяются и могут непосредственно превращать науку в производительную силу общества (семинар по нанотехнологиям в ТТИ ЮФУ) для повышения производительности труда и качества продукции в сфере материального производства.

Энергетика будет играть всё более значительную роль на демографические процессы, социальные, политические (газопроводы, нефтепроводы, ЛЭП в соседние страны, Европу, Азию). Направленные по всему миру потоки различных энергетических ресурсов, проявляются в виде мощных факторов при развитии взаимоотношений, возникновению конфликтов, заключению новых договоров со странами.

Работа студента в высшем учебном заведении

Учиться надо уметь.

Процесс обучения имеет три составляющие:

понимание, знание, умение.

Необходимо за годы учёбы важно усвоить принципы развития специальности, получить фундаментальные знания, овладеть методологией исследований, чтобы впоследствии можно было быстро, на «ходу» подключиться к развитию техники.

Учиться всю жизнь.

Прочные знания предполагают глубокое понимание изучаемого материала, а не заучивание (зубрёжка) (Z.B. – медалисты).

Записи лекций.

По каждому предмету завести тетради (не на листках, клочках бумаги, в разных тетрадях) оставляя поля, чтобы затем делать пометки (запись на листе с одной стороны, делать потом пометки). Для записи лекций нужно пользоваться условными обозначениями (>; <; эдс; мдс; эл.эн.; ток – I; напряжение – U; S; P; Q;; L; R; X; ЛЭП; ПС; ЭС; ТЭС; ТЭЦ; ГЭС; ВВА).

Лекция – совместная работа лектора и студента, можно не стесняясь попросить, например, читать медленнее или быстрее.

Контакт с аудиторией, к сожалению, часто бывает недостаточным. Бывает так, что хороший контакт с аудиторией, обычно возникающий на первых лекциях, затем через 4 – 5 лекций теряется. Возникает такое положение, что большая часть студентов перестала следить за ходом мыслей лектора. Отрыв лектора от аудитории связан прежде всего с тем, что после лекции студенты, как правило, не заглядывают в свои записи до тех пор, пока не подойдёт сессия.

Студент, к сожалению, часто не чувствует потребности и необходимости в подготовке к очередной лекции. А только слушать и записывать с голоса – значит быстро терять и понимание сути и вместе с тем интерес к лекции.

Для систематического просмотра лекций нужна самодисциплина (пример: школа).

Упражнения предназначены разъяснять на конкретных примерах, расчётах те общие положения, которые давались на лекциях. Роль упражнений велика, на них, как бы оживают теоретические положения.

Лабораторные работы. Они также как и упражнения, иллюстрируют, закрепляют и уточняют общие положения лекционного материала. При этом у студентов вырабатываются навыки практической работы со схемами, приборами, установками, появляется некоторый опыт экспериментальных исследований. Но если к лабораторным работам не подготовить нужный теоретический материал, то время на их проведение будет практически потрачено напрасно.

Изучение учебного материала заканчивается зачётом или экзаменом. Зачёты и экзамены – это как для спортсмена тренировки, без которых невозможно добиться успехов. Экзамены увязываются с основной задачей высшей школы – с развитием теоретических и умственных способностей, с умением воспринимать материал.

Инженеру в практической работе потребуется незначительная часть тех знаний, которые он получил в институте.

Самая главная цель обучения заключается в том, чтобы после института инженер был способен воспринимать и создавать новое, умел творчески мыслить, ставить научные и технические задачи и решать их.

Необходимо правильно организовать систематическую работу в течении семестра. Студент страдает не от перегрузки, а от неравномерной нагрузки в течение семестра.

Институт призван готовить специалистов, умеющих работать, - организаторов промышленного производства, организаторов науки.

И если в институте студенты не научатся сами систематически работать и планировать своё время, свою работу, то вряд ли в будущем они станут хорошими руководителями производства.

(Работа в семестре → подготовка к экзамену → экзаменационные консультации → экзамен → оценка).

Краткие сведения о ТБ в работе студента

Важное значение для организации деятельности начинающего студента составляют вопросы, связанные с ТБ.

ТБ – требует серьёзного отношения с первых шагов деятельности студента, т.к. ему приходится иметь дело с различными лабораторными установками, содержащими электрические устройства. При неправильном обращении с ними студент может «попасть под напряжение», если нарушит правила ТБ.

Между тем даже небольшие величины напряжений и токов, проходящих через живые организмы, в определённых условиях могут вызвать не только опасные, но даже и трагические последствия. Прежде всего надо обратить внимание на соблюдение ПТБ при работах с электроустановками, а также при использовании новых конструкций электроустановок, хотя они и конструируются так, чтобы по возможности представлять минимальную опасность для жизни людей, обслуживающий персонал всегда должен иметь отчётливое представление об опасностях электрического тока.

Известны случаи, когда при электротравмах люди погибали, подвергаясь воздействию сравнительно небольших величин напряжений и токов, и, напротив, выживали при напряжениях в несколько киловольт и токах сотни миллиампер.

Влияние «фактора внимания» - т.е. состояние нервной системы человека в момент поражения.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на величину Rч (сопротивление тела человека). Так если измерить, например, с помощью моста сопротивление тела человека (Rч), то оказывается, что при внезапных раздражениях, таких, как зажигание лампочки, прикосновение горячим или холодным предметом, сообщение сенсационной новости, происходит резкое понижение сопротивления. В таком состоянии электротравмы особенно опасны.

Сопротивление тела человека зависит от состояния кожи:

- повреждение рогового слоя – порезы, царапины, ссадины и др. микротравмы снижают сопротивление человека в десятки, сотни раз. Rч = (8÷10)∙103 Ом; то при повреждениях рогового слоя сопротивление снижается до (500÷700) Ом, что безусловно увеличивает опасность поражения человека током.

Увлажнение кожи понижает её сопротивление даже в том случае, если влага обладает большим удельным сопротивлением. При этом увлажнение сухих рук снижает сопротивление тела человека на 30÷50 % (влага растворяет минеральные вещества на коже). Таким образом работа сырыми руками создаёт предпосылки для тяжёлого исхода в случае попадания человека под напряжение.

Потовыделение – пот хорошо проводит электрический ток, т.к. в его состав входят минеральные соли.

Загрязнение кожи (металлическая, угольная пыль, окалина, грязь и т.п.) снижают сопротивление человека.

Зависимость сопротивления тела человека

от параметров электрической цепи.

Сопротивление тела человека зависит от места приложения электродов к телу человека, значений тока и приложенного напряжения, частоты тока, площади электродов, длительности прохождения тока и др.

Место приложения электродов (различные части тела, изменение длины пути тока по внутренним тканям организма: рука – ноги, рука – рука, лицо – рука и т.д.). Разница в значениях сопротивления кожи на разных участках тела объясняется рядом факторов, в т.ч.:

а) различной толщиной рогового слоя кожи;

б) неравномерным распределением потовых желез на поверхности кожи;

в) неодинаковой степенью наполнения кровью сосудов.

Наименьшим сопротивлением обладает кожа лица, шеи, тыльной стороны кисти рук и др.

Увеличение тока, проходящего через тело человека, влияет на сопротивление тела человека.

Повышение напряжения вызывает уменьшение в десятки раз полного сопротивления и приближается к 300 Ом.

Род и частота тока

или

Сопротивление тела человека постоянному току больше, чем переменному. Поэтому переменный ток более опасен, чем постоянный.

Величины токов по их действию на человека принято подразделять на четыре диапазона:

Действие на человека Переменный ток (f = 50 Гц) Постоянный ток
Ощутимый ток – электрический ток раздражает, но не является опасным 0,5 ÷ 1,5 мА 5 ÷ 7 мА
Неотпускающий ток – судорожные сокращения мышц, в которых зажат проводник 3 ÷ 5 мА 50 мА
Ток, превышающий пороговый неотпускающий ток (поражение лёгких и сердца) 25 ÷ 50 мА 50 ÷ 80 мА
Фибрилляционный ток – прекращается работа сердца, прекращается дыхание, т.е. наступает смерть. 100 мА 300мА (5 А - верхний предел)

Основной источник электротравм:

- повреждение изоляции (старение, нагрев изоляции, электродинамические усилия при ТКЗ);

- создание «времянок» - источник травматизма (удлинители, временные розетки, тройники, не закрытые розетки от детей);

- работа с переносными инструментами (повреждение изоляции проводов, оголённые части проводов, инструмента, повреждение изоляции инструмента);

- человеческий фактор (пренебрежение к ПТБ, невнимательность, алкоголь, отсутствие самодисциплины и дисциплины, нарушение технологии производства работ, невыполнение технических и организационных мер безопасности, расширение зоны рабочего места, самовольное производство работ по просьбе кого-то, ошибки при подготовке рабочего места, вывод из работ блокировок, приближение на недопустимые расстояния, единоличное производство работ).

Около 80% всех электротравм происходит при однополюсных соприкосновениях человека с токоведущими частями. Сопротивление образующееся при этом электрической цепи зависит обычно от изолирующих свойств пола. Этими свойствами во многом определяется опасность электротравм.

К числу эффективных защитных средств относится заземление корпусов электрооборудования и конструктивных металлических частей электроустановок, которые могут оказаться под напряжением вследствии нарушения изоляции токоведущих частей. В процессе эксплуатации ведут постоянный контроль за наличием и нормой защитного заземления и контроль за состоянием изоляции токоведущих частей (измерения и испытания).

Наряду с заземлением к защитным мерам от поражения электрическим током относится так же устройство изолирующих площадок для обслуживания оборудования, а также УЗО и автоматическое отключение повреждённых участков.

Есть определённый вид работы:

- с отключением оборудования (выполнение технических и организационных мер безопасности);

- работы под напряжением (по технологическим картам с принятием организационных мероприятий и выполнением технических мероприятий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: