double arrow

Виды психологических исследований. Задачи исследований в психологии

Задачи исследований в психологии

Полное описание поведения – выявление регулярных последовательностей событий, в т.ч. стимулы, внешние факторы, ответные реакции или поведение

Прогнозирование поведения – наличие законов => постоянные и предсказуемые связи между переменными

Объяснение поведения – поиск причин возникновения поведения (Х и У ковариантны, если появляются вместе)

Польза людям и управление поведением – применение открытых законов поведения

Глава 3. РАЗРАБОТКА ИДЕЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Фундаментальные и прикладные исследования

· Фундаментальные исследования – исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундаментальных законов поведения

· Прикладные исследования связаны с решением конкретных проблем

· Например, исследование чтения Иглендом на основе исследований Найссера

· Прикладные исследования ó фундаментальные исследования (-> основа, общие законы, <- подтверждение или опровержение)

Лабораторные и полевые исследования

· Лабораторные исследования обеспечивают высокую степень контроля

· Полевые исследования более близки к ситуациям реальной повседневной жизни

o Дают условия, которые нельзя воспроизвести в лаборатории

o Дают возможность подтвердить лабораторные исследования и скорректировать лабораторные ограничения

o Полученные данные могут быстро повлиять на жизнь исследуемых людей

o Представляют широкие возможности для фундаментальных исследований (например, теория Стернберга – исследование Стернберга и Григоренко зараженных детей)

· Аронсон:

o Жизненный реализм (проявляется в точности отображения исследованием реальной жизни)

o Экспериментальный реализм (проявляется в том, насколько лабораторное или полевое исследование «воздействует на субъектов, вынуждает их серьезно относиться к экспериментам и вовлекает в процесс исследования; именно его нужно учитывать)

· Даттон и Эрон, двуфакторная теория любви: влияние физического возбуждения на осознание чувства как любви. Привлекательная девушка-психолог на нормальном (у мужчины нет страха) и на подвесном (мужчина испытывает страх) мостах. Но данные можно интерпретировать иначе (мужчины на подвесном мосту более смелые и активные) => еще два эксперимента, в т.ч. в лаборатории: одним говорили, что подвергнутся сильному току, другим – что слабому. У первых было более сильное влечение к подставной испытуемой

Количественные и качественные исследования

· В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел

· В качественных исследованиях результаты представляются в виде обобщающего анализа проекта

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента (стр.16 – 45, 49 – 73)

Глава 1. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ДУБЛИРУЮТ РЕАЛЬНЫЙ МИР

Эксперименты, дублирующие реальный мир – модель общей стратегии, которая позволяет делать выводы на основе ограниченной практики в повседневной жизни. Их выводы применимо только индивидуально, они внетеоретические (исключительно практические), это самый простой тип экспериментов, их сразу же можно провести

Эксперимент 1: Шум на ткацком производстве

· Ткачихи 13 недель работали с наушниками, 13 – без

Цель эксперимента – обобщить данные ограниченного опыта

Первое условие эксперимента – планирование действий (без точного плана действий – лишь отдельные корреляции между переменными

Независимая переменная – то условие, который изменяет экспериментатор. Может включать в себя несколько состояний/уровней

Зависимая переменная – то значение, которое изменяется под воздействием независимой переменной

Экспериментальная гипотеза – конкретизированная в реальном эксперименте догадка. Есть еще контргипотеза и третья конкурирующая гипотеза

Цель эксперимента – проверить конкурирующие гипотезы и определить, какая из них верна

По отношению между НзП и ЗП мы проверяем экспериментальную гипотезу

Эксперимент 2: Сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес

· Метод частичного заучивания vs Метод полного заучивания

Втрое условие эксперимента – протоколирование

· Планирование – Проведение – Анализ

· Экспериментальная гипотеза, Определение НП, Изложение способа оценки эффективности, Учет других обстоятельств эксперимента, Точное описание каждого шага, Приемы анализа данных, Анализ результатов, Выводы

Эксперимент 3: Выбор сорта томатного сока

· Два сорта сока. Банки обезличены и расположены в случайном порядке

· Каждый день по стакану сока, потом – описание ощущений

Третье условие эксперимента – экспериментальный отчет (обеспечивает воспроизводимость; после публикации – статья):

1. Название

2. Краткое содержание (основной смысл)

3. Введение (ради чего)

4. Методика (как проводился эксперимент)

a. Испытуемые

b. Материал

c. Оборудование

d. Процедура

5. Результаты (анализируемые данные)

6. Обсуждение (интерпретация результатов и выводы, способы усовершенствования эксперимента)

7. Сноски (неопубликованные материалы в порядке их упоминания в статье)

8. Цитированная литература

9. Примечания (благодарности и контакты)

Глава 2. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментальная схема – последовательность условий НзП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: