Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ: ОБЩИЙ ОБЗОР




ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: «СРЕДНИЙ ГОРОД» (Р. и Х. ЛИНД), «ЯНКИ-СИТИ» (У.Л. УОРНЕР).

Краткое содержание лекции: Исследования локальных сообществ в социальных науках первой половины ХХ века: общий обзор.

Супруги Роберт и Хелен Линд и их исследование «Среднего города» (Middletown): Общий замысел и цели исследования. — Исследование сообщества в синхроническом и диахроническом аспектах. — Применение антропологической модели как «схемы соотнесения». — Тематическое содержание исследования. — Особое внимание к классовому разделению в сообществе: «деловые» и «рабочие» классы. — Методы и процедуры исследования. — Исследование сообщества как исследование «больших» социальных процессов на микроуровне.

Уильям Ллойд Уорнер и его исследование «Янки-Сити»: У.Л. Уорнер, биографическая справка, научный бэкграунд, место проекта «Янки-Сити» в его научной карьере. — Теоретическая (концептуальная) схема Уорнера: «локальное сообщество» как основной объект исследования в социальной антропологии (сравнительной социологии); подсистемы «сообщества»; «социальная структура»; понятие «базисной структуры». — Тематическое содержание исследования «Янки-Сити». — Вклад Уорнера в исследование классовых структур: шестичленная модель классового деления; методы «индекс статусных характеристик» и «оценка участия». — Изменение места локальных сообществ и институтов в современном мире: концепция «эмерджентного общества» в поздних работах Уорнера.

В США в 20-е – 40-е гг., особенно во второй половине 30-х гг., получили интенсивное развитие исследования локальных сообществ. Эта страница в истории социальных наук не только интересна сама по себе, но и поучительна как историческая иллюстрация того, как изменяются исследовательские ориентиры на фоне быстрых и существенных изменений в социальной структуре (ибо уже в 50-е годы интерес социологов к локальным сообществам практически иссяк — по принципиальным основаниям, что особенно хорошо видно на примере интеллектуальной биографии У.Л. Уорнера).

Сообщество как «удобный» объект для исследований: его компактность и обозримость.

Развитие интереса к сообществам в первой половине ХХ века:

· внутри социологии: сугубо эмпирические и описательные исследования; теоретически ориентированные исследования (Чикагская школа);

· вне социологии (социальная и культурная антропология): этнографическая традиция изучения сообществ; исследования примитивных и современных сообществ в рамках разных исследовательских программ, под разными углами зрения и с разными целями:

a) «культура-и-личность»: использование сообществ как единиц изучения для выявления связи между культурной средой и структурой личности (исследовательская группа А. Кардинера): понятие «сообщество» как аналог понятия «примитивная культура»; исследование не только примитивных сообществ, но и американского («Плейнвилл», Джеймс Уэст);




b) британская антропологическая традиция: Б. Малиновский (комплексные исследования сообществ), А.Р. Рэдклифф-Браун (сравнительные исследования сообществ); тенденция к все большему переносу интереса с примитивных сообществ на современные; роль У. Ллойда Уорнера и его сподвижников.

— Джон Эмбри, «Суёмура: японская деревня» (1939);

— Хорас Майнер, «Сен-Дени: франко-канадский приход» (1939);

— Роберт Редфилд, «Народная культура Юкатана» (1942);

— Роберт Редфилд, «Тепоцтлан: мексиканская деревня»;

— Джон Доллард, «Каста и класс в южном городе» (1937);

— Конрад Аренсберг, «Ирландские крестьяне» (1937) — графство Клер (Ирландия);

— К. Аренсберг и Солон Кимбелл, «Семья и сообщество в Ирландии» (1940) — там же;

— Эллисон Дэвис и Б. Гарднер, исследование сообщества Нэтчез (шт. Миссисипи)…

Особняком в ряду исследований сообществ этого периода стоят два:

— исследование «Среднего города» супругов Линд;

— исследование «Янки-Сити» У. Ллойда Уорнера и его коллег.

II. ИССЛЕДОВАНИЕ «СРЕДНЕГО ГОРОДА» (MIDDLETOWN)

Роберт Линд (1892-1970), американский социолог. По образованию журналист. С 1931 г. профессор Колумбийского университета.

Хелен Линд (1896-1982), американский социолог. Профессор социальной философии в колледже Сары Лоренс.



Работы:

«Средний город» (совместно, 1929);

«Средний город в процессе преобразований» (совместно, 1937);

«Знание для чего?» (Р. Линд, 1939) — важный труд по социологии образования; вводится понятие «useful knowledge».

В первых двух работах представлены результаты полевого исследования небольшого городка Манси, шт. Индиана. Именно он и вошел в историю как Middletown. — Исследование проводилось в 1923-1926 гг.

Обоснование выбора города:

— это не «средний» город, но в нем присутствует много черт, общих для большой группы американских сообществ;

— относительно небольшой размер города (около 20 тысяч человек).

Исследовательский штат включал 5 человек: супругов Линд, штатного секретаря (они находились в городе полтора года, с января 1924 по июнь 1925 г.) и двух исследователей (один из них жил в Манси 1 год, другой — 5 месяцев).

С самого начала у исследования не было жесткой программы (как объяснялось, для того, чтобы избежать субъективности в отборе данных). — Постепенно кристаллизовалась относительно общая рабочая схема для отбора и систематизации материала. — Это схема «антропологическая».

Основная цель исследования:

— синхроническое изучение взаимосвязанных тенденций, составляющих жизнь города;

— диахроническое изучение города (исследование изменения): выяснение того, как нынешняя жизнь города определяется его прошлым (в качестве основы для сравнения был взят 1890 год).

Методологические заимствования из антропологии:

1. Рассмотрение городского сообщества в его целостности: жизнь города трактуется как «единый комплекс взаимосвязанных тенденций поведения». Общая посылка, согласно которой каждый элемент жизни сообщества связан взаимной зависимостью с другими и должен изучаться в широком контексте этих связей.

2. Антропологическое решение двух проблем: (а) объективности изучение родного сообщества; (б) упорядочения материала. — Объективность и беспристрастность должны обеспечиваться общей схемой анализа, разработанной антропологами для изучения культурно чуждых примитивных сообществ. — Эта же общая схема (модель), применяясь к сообществу со знакомой (близкой, родной) культурой, должна не только обеспечить беспристрастность, но дать базу для сравнения исследуемого сообщества с другими сообществами.

МОДЕЛЬ (довольно простая) такова:

«…несмотря на бесконечную изменчивость в деталях, существует не так уж много основных видов того, чем занимаются люди. Будь то в деревне племени арунта в Центральной Австралии или у нас во внешне сложной и запутанной институциональной жизни… везде человеческое поведение оказывается состоящим из вариаций нескольких главных направлений деятельности…»

В рамках этой модели принимается допущение, что всё, что делают люди в городе, можно считать подпадающим под тот или иной из 6 основных видов деятельности:

(1) Добывание средств к существованию (жизнеобеспечение).

(2) Обустройство домашней жизни.

(3) Обучение молодежи (воспитание и образование).

(4) Использование свободного времени для различного рода игр, развлечений, занятий искусством и т.п. (досуг).

(5) Участие в религиозной жизни.

(6) Участие в общественных делах.

Эта группировка деятельностей — «методологическое средство» для упорядочения наблюдений и анализа.

Тематическое содержание исследования:

— основные виды занятий горожан;

— источники доходов и их распределение;

— классовое расслоение;

— досуг;

— домашняя (семейная) жизнь;

— воспитание детей;

— общественная жизнь города; (и т.п.).

Результаты исследования. — Какого рода? — Например:

· выявлено распределение населения по основным занятиям:

43% — заняты главным образом «жизнеобеспечением»;

23% — заняты «обустройством домашней жизни»;

19% — учащаяся молодежь;

15% — старики и дети до 6 лет.

· классовая структура:

(а) Неприменимость схемы «высший–средний–низший (классы)»: высшего класса по формальным характеристикам в городе не было выявлено вообще.

(б) Принята схема «деловой и рабочий классы». — Критерий разграничения: по основному объекту деятельности (род занятий):

— деловой класс: ориентация профессиональной деятельности главным образом на людей;

— ориентация деятельности главным образом на вещи.

Распределение по классам (получено путем перераспределения статистических данных относительно родов занятий, которых учитывалось более 400):

71% городского населения — «рабочий класс»;

29 % городского населения — «деловой класс».

(На 1920 г. — База: 13000 мужчин и 3500 женщин.)

(в) Значимость этого расслоения: это — самое характерное для «Среднего города» внутреннее различие. Уже сам факт рождения человека в том или другом классе влияет на:

— его образ жизни и род занятий;

— то, с кем он вступает в брак;

— то, в который час он утром встает;

— его религиозную принадлежность;

— то, какой у него будет автомобиль (или не будет вообще);

— «будет ли его дочь членом престижного школьного клуба»;

— «будет ли его жена ходить в кружок кройки и шитья или на мероприятия союза любителей искусства»;

— то, к каким он будет принадлежать ассоциациям;

— будет ли он носить галстук; (и на многое другое).

· (Более проблемно заостренные результаты): Выявлена неравномерность социального изменения в разных секторах общественной жизни — разные виды деятельности и институты отличаются друг от друга степенью консерватизма и чуткости к новому:

(а) человек, участвуя в разных секторах жизни, находится как бы в разных социальных временах, плохо согласующихся друг с другом:

«…жизнь Среднего города почти в каждой своей точке представляет либо какое-нибудь изменение, либо какой-нибудь стресс, проистекающий от отсутствия изменения. Одной ногой гражданин стоит на относительно твердой почве установленных привычек, а другой вскакивает на эскалатор, беспорядочно движущийся в нескольких направлениях на пугающе разных скоростях. Жизнь в таких обстоятельствах складывается прежде всего из попыток удержать хоть какое-то равновесие».

(Ср.: аномия; «культурное отставание» У. Огборна.)

(б) Разные группы населения (по полу, возрасту, родам занятий и т.п.), вовлеченные в разные сферы жизни, подвергаются их воздействию. — Отсюда: их конфликт с другими группами, подвергшимися другим воздействиям.

(в) Социальные проблемы = (в значительной мере) результат стремительного социального изменения.

Методы, использовавшиеся супругами Линд:

(1) Включенное наблюдение («участие в местной жизни»):

— заводили друзей и знакомых;

— участие в разговорах местных жителей и в светских мероприятиях;

— посещения церквей, школьных собраний, учебных занятий, судебных заседаний, политических митингов, профсоюзных собраний, светских ужинов и вечеринок, религиозных проповедей, публичных лекций, развлекательных мероприятий и т.д.

(Краткие записи по ходу дела; отчеты.)

(2) изучение документов:

— данные переписей;

— статистические материалы;

— городская и окружная документация;

— судебные протоколы;

— ежегодники;

— официальные отчеты;

— газеты (полные комплекты за 1890-1891 гг. и за 1924-1925 гг., а также менее подробно за более поздний период);

— протоколы организаций и добровольных обществ (ассоциаций);

— комплекты экзаменационных вопросов;

— личные дневники жителей;

— вырезки, объявления, письма, рекламные проспекты, карты, и т.д. и т.п.

(3) Сбор собственных статистических данных:

— из официальных документов;

— собственная статистика.

(4) Интервью:

= от случайных разговоров до тщательно спланированных интервью; с заранее подготовленным перечнем вопросов подробно проинтервьюированы 124 семьи рабочего класса и 40 семей делового класса.

(5) Анкетные опросы:

— с рассылкой по адресам;

— с личным вручением.

Значение исследования супругов Линд:

это первое крупное монографическое исследование сообщества современного типа в США, а по некоторым характеристикам — и в мире.

III. У. ЛЛОЙД УОРНЕР И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЯНКИ-СИТИ»

Уильям Ллойд Уорнер (1898-1970), американский социальный антрополог и социолог.

Учился в США.

1927-29 гг. — полевая работа в Австралии (мурнгин), под руководством А.Р. Рэдклифф-Брауна. Книга «Черная цивилизация» (1937).

1929-35 гг. — работа в Гарвардском университете; сотрудничество с Элтоном Мэйо в рамках Готорнского эксперимента (Western Electric Company), разработка методик изучения «человеческих отношений».

1935-59 гг. — профессор социальной антропологии Чикагского ун-та.

По возвращении из Австралии в США задумал и осуществил грандиозный проект «Янки-Сити»: применение антропологических методов и моделей, опробованных в Австралии, к современному американскому сообществу. — Исследовался г. Ньюберипорт (штат Массачусетс, Новая Англия). — Исследование города проводилось в середине 30-х годов; в него было вовлечено несколько сотрудников. — Были всесторонне исследованы все аспекты жизни этого города.

v ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ) СХЕМА

В теоретических воззрениях и концептуальных решениях Уорнера прослеживаются влияния Э. Дюркгейма, А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского, Г. Зиммеля и др.

(1) Социальная антропология = сравнительная социология. Ее нацеленность на общее объяснение природы социальной жизни.

(2) Основной объект исследования — сообщество.

(Определение): СООБЩЕСТВО — это «непрерывное взаимодействие множества индивидов в рамках определенной системы социальных отношений, локализованной в конкретном ограниченном пространстве».

Разновидности сообществ: «племена»; «кланы»; «локальные банды»; «объединения»; «деревни»; «сельские местечки»; «соседства»; «поселки»; «города»; «городские агломерации».

Выбор этого объекта обеспечивает сопоставимость исследований, проводимых в обществах и культурах с самыми разными уровнями развития.

(3) Сопоставимость дополнительно гарантируется тем, что сообщества везде и всюду имеют ряд общих параметров, и концептуализация этих параметров позволяет исследователям так организовывать описание и анализ материала, чтобы впоследствии были возможны сравнение и обобщение.

(а) Любое сообщество = территориально организованная группа, имеющая более или менее опознаваемые территориальные границы.

(б) Основу любого сообщества составляет биологическая группа = совокупность индивидов, связанных территориально ограниченной сетью взаимодействий.

(в) В каждом сообществе как относительно закрытом образовании (системе) должны присутствовать три основные подсистемы:

(1) Техническая = обеспечивающая приспособление сообщества к внешней среде, или, точнее, внешней среды к человеческим нуждам (т.е. удовлетворение биологических потребностей);

(2) Социальная = обеспечивающая приспособление людей друг к другу (т.е. социальный контроль).

(3) Символическая = обеспечивающая приспособление человека к непознанному («сверхъестественному»): религиозная система, или «система абсолютной логики».

В разных сообществах эти системы принимают разные формы: разные экономики, разные социальные структуры, разные религии, мифы, идеологии т т.д.

Каждый социальный факт должен объясняться в соотнесении с этими системами, а также с «видовой системой».

(4) Особое внимание должно уделяться социальной структуре сообщества (иногда речь идет о «социальной организации»). — Ср.: Рэдклифф-Браун.

Структура понимается как совокупность (сеть) социальных отношений.

Разные типы социальных отношений; их разная значимость; разные социальные структуры; многомерность социального структурирования. — Понятие «базисной структуры» (указывающее на основополагающие социальные связи):

— австралийские аборигены: система родства (кланы);

— народы Восточной Африки: возрастные ступени;

— некоторые народы Полинезии: статусные иерархии;

— традиционное индийское общество: кастовая иерархия;

— современные общества западного типа: экономическая структура и связанная с ней классовая стратификация и/или политическая структура.

Все факты должны рассматриваться в соотнесении с социальной структурой. — Иногда они могут быть просто к ней сведены.

v ИССЛЕДОВАНИЕ «ЯНКИ-СИТИ»

Исследование было теоретически ориентированным, выполненным в рамках принятой общей теоретической перспективы.

Его результаты опубликованы в 5-томной книжной серии «Янки-Сити»:

Том 1: «Социальная жизнь современного сообщества» (1941): дается общее описание сообщества; в начале книги прописывается общая «понятийная схема» для всего исследования.

Том 2: «Статусная система в современном сообществе» (1942): дается анализ классовой структуры сообщества. — Вводится шестичленная схема классов: низший низший; высший низший; низший средний; высший средний; низший высший; высший высший. — Разработаны методики классового анализа: «оценка участия» и «индекс статусных характеристик». — Интеграция объективных критериев статуса и его субъективной составляющей. — Выявление классовой структуры Янки-Сити на основе сплошного опроса (опрошены почти все взрослые жители).

Том 3: «Социальные системы в американских этнических группах» (1945): исследование специфики этнических групп и межэтнических отношений в сообществе.

Том 4: «Социальная система современного предприятия» (1947): исследование экономической системы Ньюберипорта; в книге содержится первый (считающийся первым) детальный антропологический анализ забастовки.

Том 5: «Живые и мертвые: исследование символической жизни американцев» (1959): исследование символических подсистем сообщества Янки-Сити; от секулярных до сакральных; всесторонний анализ ритуальных аспектов жизни современного сообщества. — Предложена «синтетическая» теория символов и символизма.

v КОНЦЕПЦИЯ «ЭМЕРДЖЕНТНОГО АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Последние годы жизни: исследование американских корпораций, переключение на анализ «эмерджентного общества».

1962 г. — «Корпорация в эмерджентном американском обществе»;

1967 г. — «Эмерджентное американское общество» (том 1-й, стал последним).

Основные идеи этих поздних работ:

1. Вхождение «инновации» в структуру общества, внешне выраженное в колоссально ускорившихся социальных изменениях.

2. Уменьшение структурной значимости локальных сообществ. — Наиболее важные социальные отношения, составляющие «базисную структуру» современного общества, выходят далеко за пределы локальных сообществ; остальные типы социальных отношений постепенно приспосабливаются к этому структурному сдвигу. — Развитие «Великого общества» (Great Society, термин Грэма Уоллеса). — Корпоративные национальные и транснациональные структуры выходят на передний план; сообщество отступает на задний план. — Этот процесс связан с развитием крупных городов и городских центров, перемещением управленческих функций в эти крупные города; ограниченная жизнь локального сообщества все более элиминируется. — Это значит, что теперь почти никакие элементы жизни локальных сообществ не могут быть адекватно объяснены, если не соотносить их с новыми более широкими структурами. (Пример: развитие обувной промышленности в Ньюберипорте.)

Процессы эмерджентного общества:

(1) рост крупных мегаполисов, сосредоточение в них огромных масс населения;

(2) утрата различными социальными структурами (корпорациями, церквями, образовательной системой, ассоциациями и т.д.) локального характера и превращение их в крупные национальные и международные сети и организации;

(3) перемещение штаб-квартир организаций и процессов принятия решений в крупные городские агломерации;

(4) возрастающая рационализация, секуляризация и технологизация систем представлений и ценностей;

(5) развитие нерациональных систем ценностей и представлений (относящихся к сфере морального порядка) и перемещение процессов их поддержания с локального на национальный уровень;

(6) возрастание роли общенациональных политических партий в структурировании общественного мнения;

(7) отмирание систем «закрытых» статусов, фиксирующих места индивидов в статусной иерархии, и возрастание социальной мобильности;

(8) трансформация образования: процесс обучения перестал ограничиваться ранним периодом жизни и охватил всю жизнь индивида;

(9) укрепление центральной государственной власти и возрастание ее роли в поддержании социального порядка; (и т.д.).

Таким образом: сами структурные изменения в современном обществе довольно быстро сделали «локальное сообщество» не самым интересным и не самым важным объектом для исследователей; не говоря уже о том, что многие вещи в современном мире вообще не могут быть адекватно исследованы и объяснены на локальном уровне (по крайней мере, с точки зрения преобладающих социологических подходов).






Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2699; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9588 - | 7378 - или читать все...

Читайте также:

 

3.214.184.250 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.017 сек.