double arrow

I. Исследования локальных сообществ: общий обзор

ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: «СРЕДНИЙ ГОРОД» (Р. и Х. ЛИНД), «ЯНКИ-СИТИ» (У.Л. УОРНЕР).

Краткое содержание лекции: Исследования локальных сообществ в социальных науках первой половины ХХ века: общий обзор.

Супруги Роберт и Хелен Линд и их исследование «Среднего города» (Middletown): Общий замысел и цели исследования. — Исследование сообщества в синхроническом и диахроническом аспектах. — Применение антропологической модели как «схемы соотнесения». — Тематическое содержание исследования. — Особое внимание к классовому разделению в сообществе: «деловые» и «рабочие» классы. — Методы и процедуры исследования. — Исследование сообщества как исследование «больших» социальных процессов на микроуровне.

Уильям Ллойд Уорнер и его исследование «Янки-Сити»: У.Л. Уорнер, биографическая справка, научный бэкграунд, место проекта «Янки-Сити» в его научной карьере. — Теоретическая (концептуальная) схема Уорнера: «локальное сообщество» как основной объект исследования в социальной антропологии (сравнительной социологии); подсистемы «сообщества»; «социальная структура»; понятие «базисной структуры». — Тематическое содержание исследования «Янки-Сити». — Вклад Уорнера в исследование классовых структур: шестичленная модель классового деления; методы «индекс статусных характеристик» и «оценка участия». — Изменение места локальных сообществ и институтов в современном мире: концепция «эмерджентного общества» в поздних работах Уорнера.

В США в 20-е – 40-е гг., особенно во второй половине 30-х гг., получили интенсивное развитие исследования локальных сообществ. Эта страница в истории социальных наук не только интересна сама по себе, но и поучительна как историческая иллюстрация того, как изменяются исследовательские ориентиры на фоне быстрых и существенных изменений в социальной структуре (ибо уже в 50-е годы интерес социологов к локальным сообществам практически иссяк — по принципиальным основаниям, что особенно хорошо видно на примере интеллектуальной биографии У.Л. Уорнера).

Сообщество как «удобный» объект для исследований: его компактность и обозримость.

Развитие интереса к сообществам в первой половине ХХ века:

· внутри социологии: сугубо эмпирические и описательные исследования; теоретически ориентированные исследования (Чикагская школа);

· вне социологии (социальная и культурная антропология): этнографическая традиция изучения сообществ; исследования примитивных и современных сообществ в рамках разных исследовательских программ, под разными углами зрения и с разными целями:

a) «культура-и-личность»: использование сообществ как единиц изучения для выявления связи между культурной средой и структурой личности (исследовательская группа А. Кардинера): понятие «сообщество» как аналог понятия «примитивная культура»; исследование не только примитивных сообществ, но и американского («Плейнвилл», Джеймс Уэст);

b) британская антропологическая традиция: Б. Малиновский (комплексные исследования сообществ), А.Р. Рэдклифф-Браун (сравнительные исследования сообществ); тенденция к все большему переносу интереса с примитивных сообществ на современные; роль У. Ллойда Уорнера и его сподвижников.

— Джон Эмбри, «Суёмура: японская деревня» (1939);

— Хорас Майнер, «Сен-Дени: франко-канадский приход» (1939);

— Роберт Редфилд, «Народная культура Юкатана» (1942);

— Роберт Редфилд, «Тепоцтлан: мексиканская деревня»;

— Джон Доллард, «Каста и класс в южном городе» (1937);

— Конрад Аренсберг, «Ирландские крестьяне» (1937) — графство Клер (Ирландия);

— К. Аренсберг и Солон Кимбелл, «Семья и сообщество в Ирландии» (1940) — там же;

— Эллисон Дэвис и Б. Гарднер, исследование сообщества Нэтчез (шт. Миссисипи)…

Особняком в ряду исследований сообществ этого периода стоят два:

— исследование «Среднего города» супругов Линд;

— исследование «Янки-Сити» У. Ллойда Уорнера и его коллег.

II. ИССЛЕДОВАНИЕ «СРЕДНЕГО ГОРОДА» (MIDDLETOWN)

Роберт Линд (1892-1970), американский социолог. По образованию журналист. С 1931 г. профессор Колумбийского университета.

Хелен Линд (1896-1982), американский социолог. Профессор социальной философии в колледже Сары Лоренс.

Работы:

«Средний город» (совместно, 1929);

«Средний город в процессе преобразований» (совместно, 1937);

«Знание для чего?» (Р. Линд, 1939) — важный труд по социологии образования; вводится понятие «useful knowledge».

В первых двух работах представлены результаты полевого исследования небольшого городка Манси, шт. Индиана. Именно он и вошел в историю как Middletown. — Исследование проводилось в 1923-1926 гг.

Обоснование выбора города:

— это не «средний» город, но в нем присутствует много черт, общих для большой группы американских сообществ;

— относительно небольшой размер города (около 20 тысяч человек).

Исследовательский штат включал 5 человек: супругов Линд, штатного секретаря (они находились в городе полтора года, с января 1924 по июнь 1925 г.) и двух исследователей (один из них жил в Манси 1 год, другой — 5 месяцев).

С самого начала у исследования не было жесткой программы (как объяснялось, для того, чтобы избежать субъективности в отборе данных). — Постепенно кристаллизовалась относительно общая рабочая схема для отбора и систематизации материала. — Это схема «антропологическая».

Основная цель исследования:

— синхроническое изучение взаимосвязанных тенденций, составляющих жизнь города;

— диахроническое изучение города (исследование изменения): выяснение того, как нынешняя жизнь города определяется его прошлым (в качестве основы для сравнения был взят 1890 год).

Методологические заимствования из антропологии:

1. Рассмотрение городского сообщества в его целостности: жизнь города трактуется как «единый комплекс взаимосвязанных тенденций поведения». Общая посылка, согласно которой каждый элемент жизни сообщества связан взаимной зависимостью с другими и должен изучаться в широком контексте этих связей.

2. Антропологическое решение двух проблем: (а) объективности изучение родного сообщества; (б) упорядочения материала. — Объективность и беспристрастность должны обеспечиваться общей схемой анализа, разработанной антропологами для изучения культурно чуждых примитивных сообществ. — Эта же общая схема (модель), применяясь к сообществу со знакомой (близкой, родной) культурой, должна не только обеспечить беспристрастность, но дать базу для сравнения исследуемого сообщества с другими сообществами.

МОДЕЛЬ (довольно простая) такова:

«…несмотря на бесконечную изменчивость в деталях, существует не так уж много основных видов того, чем занимаются люди. Будь то в деревне племени арунта в Центральной Австралии или у нас во внешне сложной и запутанной институциональной жизни… везде человеческое поведение оказывается состоящим из вариаций нескольких главных направлений деятельности…»

В рамках этой модели принимается допущение, что всё, что делают люди в городе, можно считать подпадающим под тот или иной из 6 основных видов деятельности:

(1) Добывание средств к существованию (жизнеобеспечение).

(2) Обустройство домашней жизни.

(3) Обучение молодежи (воспитание и образование).

(4) Использование свободного времени для различного рода игр, развлечений, занятий искусством и т.п. (досуг).

(5) Участие в религиозной жизни.

(6) Участие в общественных делах.

Эта группировка деятельностей — «методологическое средство» для упорядочения наблюдений и анализа.

Тематическое содержание исследования:

— основные виды занятий горожан;

— источники доходов и их распределение;

— классовое расслоение;

— досуг;

— домашняя (семейная) жизнь;

— воспитание детей;

— общественная жизнь города; (и т.п.).

Результаты исследования. — Какого рода? — Например:

· выявлено распределение населения по основным занятиям:

43% — заняты главным образом «жизнеобеспечением»;

23% — заняты «обустройством домашней жизни»;

19% — учащаяся молодежь;

15% — старики и дети до 6 лет.

· классовая структура:

(а) Неприменимость схемы «высший–средний–низший (классы)»: высшего класса по формальным характеристикам в городе не было выявлено вообще.

(б) Принята схема «деловой и рабочий классы». — Критерий разграничения: по основному объекту деятельности (род занятий):

— деловой класс: ориентация профессиональной деятельности главным образом на людей;

— ориентация деятельности главным образом на вещи.

Распределение по классам (получено путем перераспределения статистических данных относительно родов занятий, которых учитывалось более 400):

71% городского населения — «рабочий класс»;

29 % городского населения — «деловой класс».

(На 1920 г. — База: 13000 мужчин и 3500 женщин.)

(в) Значимость этого расслоения: это — самое характерное для «Среднего города» внутреннее различие. Уже сам факт рождения человека в том или другом классе влияет на:

— его образ жизни и род занятий;

— то, с кем он вступает в брак;

— то, в который час он утром встает;

— его религиозную принадлежность;

— то, какой у него будет автомобиль (или не будет вообще);

— «будет ли его дочь членом престижного школьного клуба»;

— «будет ли его жена ходить в кружок кройки и шитья или на мероприятия союза любителей искусства»;

— то, к каким он будет принадлежать ассоциациям;

— будет ли он носить галстук; (и на многое другое).

· (Более проблемно заостренные результаты): Выявлена неравномерность социального изменения в разных секторах общественной жизни — разные виды деятельности и институты отличаются друг от друга степенью консерватизма и чуткости к новому:

(а) человек, участвуя в разных секторах жизни, находится как бы в разных социальных временах, плохо согласующихся друг с другом:

«…жизнь Среднего города почти в каждой своей точке представляет либо какое-нибудь изменение, либо какой-нибудь стресс, проистекающий от отсутствия изменения. Одной ногой гражданин стоит на относительно твердой почве установленных привычек, а другой вскакивает на эскалатор, беспорядочно движущийся в нескольких направлениях на пугающе разных скоростях. Жизнь в таких обстоятельствах складывается прежде всего из попыток удержать хоть какое-то равновесие».

(Ср.: аномия; «культурное отставание» У. Огборна.)

(б) Разные группы населения (по полу, возрасту, родам занятий и т.п.), вовлеченные в разные сферы жизни, подвергаются их воздействию. — Отсюда: их конфликт с другими группами, подвергшимися другим воздействиям.

(в) Социальные проблемы = (в значительной мере) результат стремительного социального изменения.

Методы, использовавшиеся супругами Линд:

(1) Включенное наблюдение («участие в местной жизни»):

— заводили друзей и знакомых;

— участие в разговорах местных жителей и в светских мероприятиях;

— посещения церквей, школьных собраний, учебных занятий, судебных заседаний, политических митингов, профсоюзных собраний, светских ужинов и вечеринок, религиозных проповедей, публичных лекций, развлекательных мероприятий и т.д.

(Краткие записи по ходу дела; отчеты.)

(2) изучение документов:

— данные переписей;

— статистические материалы;

— городская и окружная документация;

— судебные протоколы;

— ежегодники;

— официальные отчеты;

— газеты (полные комплекты за 1890-1891 гг. и за 1924-1925 гг., а также менее подробно за более поздний период);

— протоколы организаций и добровольных обществ (ассоциаций);

— комплекты экзаменационных вопросов;

— личные дневники жителей;

— вырезки, объявления, письма, рекламные проспекты, карты, и т.д. и т.п.

(3) Сбор собственных статистических данных:

— из официальных документов;

— собственная статистика.

(4) Интервью:

= от случайных разговоров до тщательно спланированных интервью; с заранее подготовленным перечнем вопросов подробно проинтервьюированы 124 семьи рабочего класса и 40 семей делового класса.

(5) Анкетные опросы:

— с рассылкой по адресам;

— с личным вручением.

Значение исследования супругов Линд:

это первое крупное монографическое исследование сообщества современного типа в США, а по некоторым характеристикам — и в мире.

III. У. ЛЛОЙД УОРНЕР И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЯНКИ-СИТИ»

Уильям Ллойд Уорнер (1898-1970), американский социальный антрополог и социолог.

Учился в США.

1927-29 гг. — полевая работа в Австралии (мурнгин), под руководством А.Р. Рэдклифф-Брауна. Книга «Черная цивилизация» (1937).

1929-35 гг. — работа в Гарвардском университете; сотрудничество с Элтоном Мэйо в рамках Готорнского эксперимента (Western Electric Company), разработка методик изучения «человеческих отношений».

1935-59 гг. — профессор социальной антропологии Чикагского ун-та.

По возвращении из Австралии в США задумал и осуществил грандиозный проект «Янки-Сити»: применение антропологических методов и моделей, опробованных в Австралии, к современному американскому сообществу. — Исследовался г. Ньюберипорт (штат Массачусетс, Новая Англия). — Исследование города проводилось в середине 30-х годов; в него было вовлечено несколько сотрудников. — Были всесторонне исследованы все аспекты жизни этого города.

v ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ) СХЕМА

В теоретических воззрениях и концептуальных решениях Уорнера прослеживаются влияния Э. Дюркгейма, А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского, Г. Зиммеля и др.

(1) Социальная антропология = сравнительная социология. Ее нацеленность на общее объяснение природы социальной жизни.

(2) Основной объект исследования — сообщество.

(Определение): СООБЩЕСТВО — это «непрерывное взаимодействие множества индивидов в рамках определенной системы социальных отношений, локализованной в конкретном ограниченном пространстве».

Разновидности сообществ: «племена»; «кланы»; «локальные банды»; «объединения»; «деревни»; «сельские местечки»; «соседства»; «поселки»; «города»; «городские агломерации».

Выбор этого объекта обеспечивает сопоставимость исследований, проводимых в обществах и культурах с самыми разными уровнями развития.

(3) Сопоставимость дополнительно гарантируется тем, что сообщества везде и всюду имеют ряд общих параметров, и концептуализация этих параметров позволяет исследователям так организовывать описание и анализ материала, чтобы впоследствии были возможны сравнение и обобщение.

(а) Любое сообщество = территориально организованная группа, имеющая более или менее опознаваемые территориальные границы.

(б) Основу любого сообщества составляет биологическая группа = совокупность индивидов, связанных территориально ограниченной сетью взаимодействий.

(в) В каждом сообществе как относительно закрытом образовании (системе) должны присутствовать три основные подсистемы:

(1) Техническая = обеспечивающая приспособление сообщества к внешней среде, или, точнее, внешней среды к человеческим нуждам (т.е. удовлетворение биологических потребностей);

(2) Социальная = обеспечивающая приспособление людей друг к другу (т.е. социальный контроль).

(3) Символическая = обеспечивающая приспособление человека к непознанному («сверхъестественному»): религиозная система, или «система абсолютной логики».

В разных сообществах эти системы принимают разные формы: разные экономики, разные социальные структуры, разные религии, мифы, идеологии т т.д.

Каждый социальный факт должен объясняться в соотнесении с этими системами, а также с «видовой системой».

(4) Особое внимание должно уделяться социальной структуре сообщества (иногда речь идет о «социальной организации»). — Ср.: Рэдклифф-Браун.

Структура понимается как совокупность (сеть) социальных отношений.

Разные типы социальных отношений; их разная значимость; разные социальные структуры; многомерность социального структурирования. — Понятие «базисной структуры» (указывающее на основополагающие социальные связи):

— австралийские аборигены: система родства (кланы);

— народы Восточной Африки: возрастные ступени;

— некоторые народы Полинезии: статусные иерархии;

— традиционное индийское общество: кастовая иерархия;

— современные общества западного типа: экономическая структура и связанная с ней классовая стратификация и/или политическая структура.

Все факты должны рассматриваться в соотнесении с социальной структурой. — Иногда они могут быть просто к ней сведены.

v ИССЛЕДОВАНИЕ «ЯНКИ-СИТИ»

Исследование было теоретически ориентированным, выполненным в рамках принятой общей теоретической перспективы.

Его результаты опубликованы в 5-томной книжной серии «Янки-Сити»:

Том 1: «Социальная жизнь современного сообщества» (1941): дается общее описание сообщества; в начале книги прописывается общая «понятийная схема» для всего исследования.

Том 2: «Статусная система в современном сообществе» (1942): дается анализ классовой структуры сообщества. — Вводится шестичленная схема классов: низший низший; высший низший; низший средний; высший средний; низший высший; высший высший. — Разработаны методики классового анализа: «оценка участия» и «индекс статусных характеристик». — Интеграция объективных критериев статуса и его субъективной составляющей. — Выявление классовой структуры Янки-Сити на основе сплошного опроса (опрошены почти все взрослые жители).

Том 3: «Социальные системы в американских этнических группах» (1945): исследование специфики этнических групп и межэтнических отношений в сообществе.

Том 4: «Социальная система современного предприятия» (1947): исследование экономической системы Ньюберипорта; в книге содержится первый (считающийся первым) детальный антропологический анализ забастовки.

Том 5: «Живые и мертвые: исследование символической жизни американцев» (1959): исследование символических подсистем сообщества Янки-Сити; от секулярных до сакральных; всесторонний анализ ритуальных аспектов жизни современного сообщества. — Предложена «синтетическая» теория символов и символизма.

v КОНЦЕПЦИЯ «ЭМЕРДЖЕНТНОГО АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Последние годы жизни: исследование американских корпораций, переключение на анализ «эмерджентного общества».

1962 г. — «Корпорация в эмерджентном американском обществе»;

1967 г. — «Эмерджентное американское общество» (том 1-й, стал последним).

Основные идеи этих поздних работ:

1. Вхождение «инновации» в структуру общества, внешне выраженное в колоссально ускорившихся социальных изменениях.

2. Уменьшение структурной значимости локальных сообществ. — Наиболее важные социальные отношения, составляющие «базисную структуру» современного общества, выходят далеко за пределы локальных сообществ; остальные типы социальных отношений постепенно приспосабливаются к этому структурному сдвигу. — Развитие «Великого общества» (Great Society, термин Грэма Уоллеса). — Корпоративные национальные и транснациональные структуры выходят на передний план; сообщество отступает на задний план. — Этот процесс связан с развитием крупных городов и городских центров, перемещением управленческих функций в эти крупные города; ограниченная жизнь локального сообщества все более элиминируется. — Это значит, что теперь почти никакие элементы жизни локальных сообществ не могут быть адекватно объяснены, если не соотносить их с новыми более широкими структурами. (Пример: развитие обувной промышленности в Ньюберипорте.)

Процессы эмерджентного общества:

(1) рост крупных мегаполисов, сосредоточение в них огромных масс населения;

(2) утрата различными социальными структурами (корпорациями, церквями, образовательной системой, ассоциациями и т.д.) локального характера и превращение их в крупные национальные и международные сети и организации;

(3) перемещение штаб-квартир организаций и процессов принятия решений в крупные городские агломерации;

(4) возрастающая рационализация, секуляризация и технологизация систем представлений и ценностей;

(5) развитие нерациональных систем ценностей и представлений (относящихся к сфере морального порядка) и перемещение процессов их поддержания с локального на национальный уровень;

(6) возрастание роли общенациональных политических партий в структурировании общественного мнения;

(7) отмирание систем «закрытых» статусов, фиксирующих места индивидов в статусной иерархии, и возрастание социальной мобильности;

(8) трансформация образования: процесс обучения перестал ограничиваться ранним периодом жизни и охватил всю жизнь индивида;

(9) укрепление центральной государственной власти и возрастание ее роли в поддержании социального порядка; (и т.д.).

Таким образом: сами структурные изменения в современном обществе довольно быстро сделали «локальное сообщество» не самым интересным и не самым важным объектом для исследователей; не говоря уже о том, что многие вещи в современном мире вообще не могут быть адекватно исследованы и объяснены на локальном уровне (по крайней мере, с точки зрения преобладающих социологических подходов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: