Семинар №1
Р. ______ Гриценяк В. В.
1. Цели курса экспериментальной психологии
2. Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов
3. Становление экспериментальных исследований в психологии
4. Понятия объекта и предмета научного исследования
5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях
6. Отличие психологического эксперимента от поведенческого и естественнонаучного
7. Классификация исследовательских методов
Гудвин Дж. Исследование в психологии (стр.21 – 43, 91 – 99)
Глава 1. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
1879 год – дата отсчета психологии как науки, лаборатория Вундта в Лейпциге. Его цель – развитие психологии как науки (наука о психической жизни для понимания структурирования психики и адаптации к окружающей среде). Разрабатывались исследовательские методы. Студенты учились в лабораториях. Метод – интроспекция
Зачем нужен этот курс?
Узнать, как проводятся исследования
Основа для других психологических дисциплин
|
|
Освоение технологии получения знаний
Понимание описаний экспериментов
Повышение разборчивости и критичности
Приобретение навыков для проведения учебных исследований
Приобретение научного типа мышления
Улучшение способностей критического и аналитического мышления, аргументации, обобщения и интерпретации эмпирических данных, поиска информации в библиотеках и базах данных, представления информации и своих мыслей, работы с компьютером
Поможет поступить в аспирантуру или хорошо трудоустроиться
1877г, философ-прагматик Чарльз Пирс: четыре пути формирования убеждений:
1. Упорство – рожденная страхом перед неопределенностью безусловная вера в правильность некоторого суждения, не поддающаяся никакой критике (видим только подтверждающие многократно слышанную «истину») (= ригидность мышления – упрямое игнорирование опровергающих фактов)(предубеждения и стереотипы)
2. Авторитет – то, что предлагается другими людьми, экспертами в какой-то области (по субъективному мнению), знание, не поддающееся критике
3. Метод априори – «постепенное формирование убеждений в гармонии с естественными законами причины и следствия» в результате обсуждения проблемы с людьми, имеющими разные точки зрения. Это убеждения, принятые на основе здравого смысла. Авторитет разума. Логика и аргументирование
4. Эмпиризм – получение знаний с помощью непосредственного наблюдения или опыта
o Переоценка по причине запоминаемости – переживаем яркие события, а затем переоцениваем их возможную частоту (много слышим об авиакатастрофах – считаем, что самолеты опасней авто)
o Искажение по подтверждению – тенденция к поиску информации, подтверждающей имеющееся мнение
Научные методы (истинный способ получения знаний!). Обеспечивают познание «явлений так, как они есть, вне зависимости от нашего мнения о них». Основное достоинство – объективность. Но ученые – тоже люди и подвержены всем ошибкам четырех способов познания