Актуализация знаний.
Организационная часть.
Ход урока
У: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?
У: Как вы уже знаете для веществ в твердом состоянии характерна определенная кристаллическая решетка, т. е. они образуют кристалл.
?: Что такое кристалл?
– Это твердое тело, для которого характерно строго определенное расположение частиц и расстояние между ними.
?: Какие типы кристаллических решеток вы знаете?
– Ионная, атомная, молекулярная, металлическая.
?: По какому принципу они разделяются?
– По виду частиц в узлах решетки и типу связи между ними.
У: Однако, помимо веществ образующих кристалл в твердом состоянии, есть вещества в твердом состоянии не образующие кристаллы (т. е. частицы не упорядочены, не определены, как и расстояние между ними), такие вещества называются аморфными. Эти вещества в своём строении не имеют дальнего порядка, то есть для всего тела нет определенной закономерности строения. Сегодня на уроке мы сравним две разновидности веществ. Одни называются аморфными, другие – кристаллическими. Откройте тетради и запишите тему урока "Аморфное и кристаллическое состояния вещества"
|
|
Теперь давайте запишем определения аморфных и кристаллических веществ:
· Кристаллические вещества – образуют кристаллы при переходе в твердое состояние, т. е. для них характерно расположение частиц в строго определенных местах (узлах), а так же определенное расстояние между этими частицами.
· Аморфные вещества – вещества в твердом состоянии не образующие кристаллы, т.е. в расположении частиц, из которых они состоят не наблюдается никакой закономерности.
У: Изучать новый материал мы сегодня будем следующим образом: вы разделитесь на пять групп. Четыре группы будут добывать информацию о веществах с различными типами кристаллических решеток, одна – об аморфных веществах. Обработанную информацию по кристаллическим веществам нужно внести в таблицу, которую вы видите на доске.
Тип решетки | Вид частиц в узлах решетки | Вид связи между частицами | Примеры веществ | Физические свойства веществ |
Группа, изучающая аморфные вещества, расскажет классу общие закономерности строения таких веществ, примеры и их применение. На изучение материала вам дается 15 минут. Затем представители групп будут заполнять таблицу на доске и рассказывать о типичных примерах изученных веществ.
На каждую группу выдается источник информации (см. Приложение). Также учащимся разрешается пользоваться учебником.
В течении 15 минут учащиеся самостоятельно изучают новый материал, учитель в это время подходит к группам и подсказывает (если необходимо), где учащиеся могут найти интересующую их информацию.
|
|
По истечении назначенного времени от каждой группы к доске выходит представитель и заполняет графы в таблице на интерактивной доске с пояснениями и дает примеры использования типичных веществ изучаемой группы. Представитель группы, изучающей аморфные вещества дает их определение, рассказывает о типичных примерах таких веществ и их использовании.