Порядок привлечения к международной ответственности

Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений и кодификационной работы Комиссии международного права ООН можно выстроить следующую последовательную схему этапов несения ответственности:

1. Предварительное определение ответственного субъекта.

2. Определение понесенного ущерба.

3. Формулирование требования.

4. Предъявление требования.

5. Принятие окончательного решения и его исполнение.

На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государств и т.п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.

Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба – материальный или нематериальный – и его размер, а также формы его возмещения.

На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования. Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований, сделанных государством, и требований, сделанных частными субъектами, заключается в степени определенности и четкости выдвигаемых требований. Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй. Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязано. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.

Четвертый этап – это собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия – и потерпевшее государство, и ответственное должны быть оба участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.

Пятый этап – это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.

Имплементация международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности. В первую очередь речь идет об обстоятельствах, исключающих международную ответственность. Проекты статей об ответственности предусматривают только обстоятельства, исключающие противоправность. Это по существу означает, что при отсутствии этих обстоятельств привлечение к международной ответственности может и не состояться, так как по своему характеру не только несение, но и призвание к международной ответственности носит добровольный характер. Либо привлечение к ответственности станет невозможным из-за несоблюдения процедуры имплементации. Можно назвать следующие обстоятельства, исключающие противоправность:

- обстоятельства, связанные с деятельностью потерпевшего государства – согласие, самооборона;

- форс-мажор – непреодолимую силу или непредвиденное событие, не поддающееся контролю;

- бедствие и состояние необходимости.

В международных договорах, в силу которых субъекты должны нести ответственность за правомерную деятельность, могут содержаться иные обстоятельства, освобождающие от ответственности. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. освобождает государство от ответственности в силу поведения потерпевшей стороны. Кроме того, перечислены случаи, в которых конвенция не применяется, если ущерб причинен гражданам запускающего государства либо иностранным гражданам, имеющим отношение к запуску космического объекта.

Рекомендованная литература

Проект статей об ответственности государства за международно-противоправные деяния // www.un.org/ilc.

Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. М., 1975.

Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН / Т.Н. Нешатаева. Иркутск, 1992


Раздел 8. Дипломатическое и консульское право

1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.

Нормы, регулирующие деятельность представителей государств сложились в глубокой древности. Еще в Законах Ману были закреплены ранги дипломатов, нормы о неприкосновенности послов: «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Византии были разработаны правила посольского церемониала.

В большинстве учебников комплекс, норм, регламентирующих официальные связи и отношения между государствами, традици­онно называют дипломатическим и консульским правом. Дипломатическое право возникло и развивалось как право посольское. В Словаре В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатическо­го и консульского права. В данную отрасль включаются также нормы, регулирующие статус и деятельность представительств государств при международных организа­циях, специальных миссий, международных конференций. Автор разделяет позицию, что характе­ристика отрасли как права внешних сношений более согласует­ся с истинным ее содержанием и структурой, чем термин «ди­пломатическое и консульское право» (Г.В. Игнатенко).

Право внешних сношений — это совокупность международ­но-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфе­ре межгосударственного общения.

Основными источниками права внешних сношений яв­ляются договор и обычай. Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым соглашением явился Венский протокол 1815 г. о рангах ди­пломатических представителей, который впоследствии был до­полнен Аахенским протоколом 1818 г.

В настоящее время отрасль кодифицирована. В числе кодифицированных актов назову Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Венскую конвенцию о пред­ставительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвен­цию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах специа­лизированных учреждений ООН 1947 г.

Особую группу составляю соглашения между орга­низацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Например, Соглашение о штаб-квартире ООН 1947 г, предусматривает иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность споров с участием ООН национальным судам США).

Для консульских отношений характерно регулирование на уровне двусторон­них консульских конвенций.

Большое значение для правового регулирования как «косвенный источник» (И.П. Блищенко) имеют внутригосударственные нормативно-правовые акты.

Национальным законодательством регламентируются правовое положение и порядок деятельности органов внеш­них сношений. В числе внутренних актов отраслевые законы и большое количество подзаконных актов: Положение о Министер­стве иностранных дел РФ, Положение о По­сольстве РФ, Положение о Консульском уч­реждении РФ, Положение о Постоянном представительстве РФ при международной организации, Поло­жение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве и другие.

2. Органы внешних сношений

Органы внешних сношений — действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими госу­дарствами и иными субъектами международного права, и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства, и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Все органы внешних сношений можно разделить на внутри­государственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.

В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ.

Президент РФ определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Кон­ституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамо­ты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и между­народных организациях (ст. 83 Конституции РФ).

Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).

Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, втом числе по вопросам международных отношений, ратифика­ции и денонсации международных договоров РФ, статуса и за­щиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство РФ согласно Конститу­ции РФ и ФКЗ «О Прави­тельстве Российской Федерации» осуществляет меры по обес­печению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона)

К компетенции Правитель­ства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст.21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительствен­ные договоры, ведет перего­воры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Прави­тельстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэко­номической деятельности, в сфере международного научно-тех­нического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.

Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.

Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализа­ции государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач - разработка об­щей стратегии внешней политики РФ и представление предло­жений Президенту; реализация внешнеполитического кур­са РФ; обеспечение дипломатических и консульских отноше­ний России с иностранными государствами; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами за­щиты суверенитета, безопасности и территориальной целостно­сти РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юридиче­ских лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судеб­ной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в це­лях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее ме­ждународных прав и обязательств; координация международ­ной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной вла­сти субъектов РФ в целях проведения единой политической ли­нии Российской Федерации в отношениях с иностранными го­сударствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ (п. 2 Положения).

Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического со­трудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасно­сти России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредст­венно и через дипломатические представительства и консуль­ские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударствен­ных, межправительственных) организациях.

В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучреждения; 3) территориальные органы; 4) организа­ции, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.

МИД России в своей деятельности руководствуется Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента РФ и Правительст­ва РФ, международными договорами РФ, а также вышеназван­ным Положением.

На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Красноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория деятельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государственной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.

Мировая практика также располагает институтом представительств (отделений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австралия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ - Грузия и Украина, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.

Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»).

В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ (п. 3 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении «О министерстве транспорта РФ». Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности (п.1. Положения).

Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные (дипло­матические представительства, консульские учреждения, торго­вые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференци­ях, специальные миссии).

3. Дипломатические представительства.

Для установления дипломатических отношений необходимо признание de-jure и взаимное согласие государств. Признание de-jure не порождает самих дипломатических отношений, а лишь предоставляет возможность их установления. И между ними может быть разрыв во времени. Так, СССР признал ОАЭ в 1971 году, а обмен дипломатическими представительствами произошел лишь в 1985 г.

Учреждение постоянных дипломатических представи­тельств осуществляется по взаимному соглашению, выражен­ному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установле­нии дипломатических отношений. Например, дипломатические отношения с Боснией и Герцеговиной были установлены на уровне посольств, соответствующая договоренность была оформлена путем обмена нотами (Указ Президента Об установлении дипломатических отношений с Боснией и Герцеговиной от 5.12. 96 г.).

Дипломатическое представительство — это орган аккредитую­щего государства, учрежденный на территории государства пре­бывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

В Венской Конвенции о дипломатических сношениях употребляется термин «представительство». Различают следующие виды ди­пломатических представительств: 1) посольства — представи­тельства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и пол­номочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) мис­сии представительства, возглавляемые чрезвычайными и пол­номочными посланниками; 3) иные официальные представи­тельства, имеющие иное название (например, предста­вительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде).

Уровень представительства определяют государства. Все дипломатические представительства, независимо от ви­да, имеют официальный правовой статус, одни и те же приви­легии и иммунитеты.

Дипломатическое представительство возглавляет глава представительства.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., подразделяются три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при гла­вах государств; 2) класс посланников и интернунциев, аккреди­туемых также при главах государств; 3) класс поверенных в де­лах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства определя­ется по соглашению государств. В назначении главы представительства можно выделить следующие этапы: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представи­тельства; 3) выдача верительной грамоты. Этот документ, подписанный гла­вой аккредитующего государства, удо­стоверяет официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в госу­дарстве пребывания. Раньше функцию верительной грамоты выполнял перстень государя; 4) с момента вручения верительных грамот главе государст­ва, принимающего дипломатического представителя лицо считается приступившим к своим обязанностям.

Деятельность представительства прекращается в случаях, когда дипломатические отношения между государствами временно прерваны или разорваны; когда между государствами возникло состояние войны; когда одно из государств прекращает свое существование как субъект международного права.

Функции дипломатического агента прекращаются

а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания, что функции дипломатического агента прекращены

б) в случае признания государством пребывания дипломатического агента нежелательным лицом. Совершение дипломатическим агентом серьезного правона­рушения может стать основанием для объявления его нежела­тельным лицом (persona поп grata). В таком случае аккредитую­щее государство должно отозвать такое лицо.

В штат дипломатического представительства включается дипломатический, административ­но-технический и обслуживающий персонал.

Члены дипло­матического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с суще­ствующими в стране правилами относительно прохождения ди­пломатической службы. В Положение О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов названы следующие ранги: послы, посланники, советники, секретари, атташе. Лица, которым присвоены ди­пломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

По общему правилу, дипломатический персонал состоит только из граждан аккредитующего государства (ст. 8 Венской Конвенции 1961 г). К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, а также специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Члены дипломатического персонала назначаются ведомством иностранных дел аккреди­тующего государств без предварительного запроса. В соответствии с Вен­ской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее российское законодательство предусматри­вает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Совокупность глав дипломатических представительств, аккредитованных в данной стане пребывания, составляют дипломатический корпус. В широком смысле слова дипломатический корпус состоит не только из глав дипломатических представительств, но включает в себя дипломатический персонал всех иностранных представительств, а также членов их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен, как правило, старший по возрасту и по времени пребывания в данной стране.

Административно-технический персонал включает заведующе­го канцелярией, финансовых работников, переводчиков, дело­производителей и др. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Основные функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3Венской конвенции 1961 г.:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в преде­лах, допускаемых международным правом;

в) ведение перегово­ров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.

Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посоль­ства, наряду с названными в Конвенции:

- обеспече­ние национальных интересов, реализация внешнеполитическо­го курса РФ в государстве пребывания;

-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;

- осуществление контро­ля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;

- осуществление необхо­димых мер по обеспечению безопасности Посольства, его со­трудников и членов их семей.

Функции дипломатических представительств и консульских учреж­дений могут быть закреплены в международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компе­тентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает ­право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном зако­нодательстве. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Рос­сийской Федерации, заявления по вопросам гражданства.

В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.

Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В этой связи интерес представляет интерес институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.

Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., по­мещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.

4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты предос­тавляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам.

В доктрине сложились три теории об основаниях дипломатических привилегий и иммунитетов.

В соответствии с теорией экстерриториальности послы, если и пребывают физически на территории другого государства, в юридическом смысле рассматриваются как продолжающие находится на территории своего суверена, и следовательно, вне территории (extra territorium).

Теория представительного характера проистекает из учения Г. Гроция о посольской неприкосновенности. «Посол представляет особу своего монарха, - пишет Г. Гроций, - он находится как бы вне территории того государства, где выполняет свои функции». Великий московский князь Иван III «Посол речи говорит и лицо носит своего государя».

Наибольшее распространение получила теория функциональной необходимости, согласно которой объем привилегий и иммунитетов определяется функциями, которые выполняет дипломатический представитель.

Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективно­го осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

Различаются приви­легии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительст­ва. Дипломатическому представительству в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством предоставляются особые льготы и преимущества. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях 1961 г. помещения представительства непри­косновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизи­ции, аресту и исполнительным действиям.

Венская конвенция о дипломатических сношениях возлагает на государство пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защи­ты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоин­ства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей — обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ (п. «н» ст. 12).

Эти конвенционные нормы воспроизведены в национальном законодательстве. Так, в ст.11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено право сотрудни­ков милиции использовать в предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций и граждан, за исключением транспортных средств, принадлежащим дипломатическим, консульским, иным представительствам иностранных государств, международным организациям (п.28). Норма аналогичного содержания закреплена в п. 12 Положения О ГИБДД МВД РФ (права Госавтоинспекции). Однако, такой оговорки не предусмотрено при закреплении права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями (п. 18) и прово­дить осмотр (п. 25).

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений. Это преимущество отличается от предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции РФ права каж­дого на тайну переписки, поскольку не может быть огра­ничено на основании судебного решения.

Помещения представительства как собст­венные, так и наемные освобождены от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Следует различать привилегии и иммунитеты. Под привилегиями понимаются особые правовые преимущества, такие как право на пользование специальными знаками, флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в государстве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.

Согласно Венской Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши. право на специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры), Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом национальное законодательство предусмат­ривает таможенные льготы. Дипломатические представи­тельства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначен­ных для официального пользования представительств (ст. 299 ТК РФ).

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов. Личностьдипломатического агента, включая главу ди­пломатического представительства, непри­косновенна. Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Согласно ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД РФ.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных го­сударств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

Со­гласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношени­ях дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельно­стью в целях личной выгоды.

Иммунитет дипло­мата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Дипломатический агент не обязан давать показания в каче­стве свидетеля.

Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской Конвенции 1961 г).

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов 1973 г. любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который, во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление и в месте совершения такого преступления, имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

На основе ст. 35 Венской Конвенции 1961 г дипломатический агент освобождается от всех трудовых и государственных повинностей.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

В практике большинства государств является общепризнанным, что члены административно-технического и обслу­живающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действия, совершенных ими при исполнении своих обязанностей и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый по своей службе. При этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно».

5. Консульские представительства

Установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских. Однако разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыв консульских.

Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представи­тельств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, который охватывает несколько административно-территориальных единиц.

Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению. Выделяют несколько видов консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице- консульство, консульское агентство. Чаще всего на практике открывают генеральные консульства. В качестве примера назову генеральные консульства: в Екатеринбурге – США, Великобритании, в Новосибирске- Германии, в Красноярске – Словакии, в Иркутске- Монголии, во Владивостоке – США, Японии.

Консул - это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого государства. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Государство, принимающее консула, выдает консульскую экзекватуру, разрешение на отправление консульских функций на территории консульского округа. Государство может отказать в выдаче экзекватуры, не объясняя причины отказа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к своим обязанностям.

Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.

По соглашению между государствами функции консула может выполнять почетный консул, не состоящий на государственной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого государства, вправе заниматься иной деятельностью. Почетным консулом могут быть как граждане представляемого государства, так и иностранные граждане.

Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Консульские функции можно разделить на две группы. К первой относятся функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству представляемого государства; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).

Вторую группу составляют собственно консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое государство; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого государства; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажам.

Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Согласно ст.408 ГПК РФ документы, выданные компетентными органами иностранного государства, принимаются судами в Российской Федерации при наличии консульской легализации.

К функциям консула относятся вопросы оказания правовой помощи. Консул вправе представлять граждан своего государства в судебных и иных учреждениях, передавать судебные и несудебные документы, исполнять судебные поручения, посещать находящегося под стражей гражданина представляемого государства.

Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими учреждениями своих государств.

Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций. оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычай­ных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспече­нии межгосударственных обменов и визитов официальных де­легаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребы­вания; формирование банков данных по законодательству госу­дарства пребывания и фирмам государства пребывания, заинте­ресованным в сотрудничестве с российскими партнерами, ока­зание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребыва­ния; выполнение иных функций в соответствии с законодатель­ством РФ, международными договорами РФ, другими примени­мыми нормами международного права и с соблюдением законо­дательства государства пребывания.

В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях государство пребывания должно содействовать беспрепятственному выполнению консульских функций.

Функции работников консульских учреждений прекращаются, когда представляемое государство уведомляет государство пребывания, что его функции прекращаются или когда государство пребывания аннулирует экзекватуру.

6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Однако, этот иммунитет не носит абсолютного характера. Согласно п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожа­ра или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер защиты».

Консульские архивы и документы консульского учреждения неприкосновенны независимо от их местонахождения.

Государство должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Все места, составляющие консульскую вализу, должны имеет внешние знаки и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, за исключением случаев, когда есть основания предполагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции или документов.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на терри­тории государства пребывания осуществляется на тех же усло­виях и теми же средствами, что и дипломатического представи­тельства.

Консульское учреждение освобождается на основе взаимно­сти от всех общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобожде­нием от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства (ст.50 Венской Конвенции 1963 г.).

На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Объем иммунитетов кон­сульских должностных лиц регулируется по-разному. Венская Конвенция о консульских сношениях закрепляет ог­раниченный (функциональный) иммунитет от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрис­дикции в отношении действий, совершаемых ими при выпол­нении консульских функций.

Согласно ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае соверше­ния тяжких преступлений.

Консульские должностные лица не могут быть заключе­ны в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограниче­ний личной свободы, иначе как во исполнение судебных поста­новлений, вступивших в законную силу.

Большинство двусторонних консульских конвен­ций воспроизводят основные положения ст. 41 Венской кон­венции о консульских сношениях. В ряде двусторонних консульских кон­венций выделяется статус главы консульского учреждения, которому предоставляются иммунитеты, ана­логичные иммунитетам дипломатических агентов. В некоторых консульских договорах все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим аген­там.

Консульские должностные лица, включая главу консульско­го представительства, могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, за исключением показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае от­каза к ним не могут применяться меры принуждения или нака­зания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот во­прос решен таким же образом, как в Венской конвенции о ди­пломатических сношениях.

7. Постоянные представительства при международных организациях.

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов. Международные организации в свою очередь имеют центры информа­ции на территории государств по взаимному соглашению сторон. Так, в Российской Федерации в Москве функционирует Информационный центр ООН, Информаци­онный офис Совета Европы, Бюро ЮНЕСКО, в Екатеринбурге действует центр информации и документации Совета Европы.

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. закрепляет функции постоянного пред­ставительства. В их числе - обеспечении представительства посы­лающего государства при организации и участия в ее деятель­ности, в ведении переговоров с организацией и защите интере­сов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельно­сти и сообщении о ней своему правительству (ст. 6 Конвенции).

На основании ст. 9 Конвенции посылающее государство может по своему усмотрению на­значить сотрудников представительства, численность персонала не должна выходить за разумные пределы с учетом функций представительства. Полномочия главы представительства обычно выдаются от имени главы правительства своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребыва­ния.

Представительства наделены иммунитетами и привилегиями, аналогичными ди­пломатическим представительствам.

Согласно ст. 28 Конвенции личность главы представительст­ва и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреж­дения посягательств на их личность, а также преследовать в су­дебном порядке и наказывать лиц, совершивших такие посяга­тельства.

Глава представительства и члены дипломатического персо­нала представительства пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, за исключениями, предусмотренными ст. 30 Конвенцией. Они не обяза­ны давать показания в качестве свидетелей.

8. Торговые представительства

Торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве является государственным органом, обеспечивающим в государстве пребывания внешнеэкономические интересы Российской Федерации.

Торговое представительство учреждается на основании договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством. Решение об учреждении, реорганизации и ликвидации Торгового представительства принимается Правительством РФ. Правительство РФ утвердило перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства РФ и аппараты торговых советников по­сольств РФ преобразуются в торговые представительства РФ. Россия открыла Торговые представи­тельства вомногих странах - Азербайджан, Армения, Бело­руссия, Украина, Молдова, Грузия, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Венгрия, Словения, Словакия, Франция, Швейцария и др.

Юридическое положение торговых представительств опреде­ляется как национальным законодательством, так и междуна­родными договорами. Положение о Торговом представительстве Российской Феде­рации в иностранном государстве определяет его задачи и функции. Основны­ми задачами торговых представительств являются: обеспечение проведения внешнеэкономической и торговой политики Российской Федерации в государстве пребывания; создание в государстве пребывания условий для реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации; разработка и реализация мер по интеграции России в мировую экономику; распространение в государстве пребывания информации о российской экономике и инвестиционном климате в Российской Федерации; осуществление информационного обеспечения о проводимых в государстве пребывания тендерах на сооружение объектов и поставку товаров и услуг.

Задачей торгового представительства является установление и развитие торговых связей между физическими и юридическими лицами Российской Федерации и государства пребывания, в том числе содействие в получении участниками внешнеторговой деятельности заказов на поставку товаров, работ и услуг, включая торговлю информацией и объектами интеллектуальной собственности, а также в продвижении российских инвестиционных проектов за рубежом; содействие в продвижении на рынок государства пребывания российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, а также в создании благоприятных условий предоставления российским участникам внешнеторговой деятельности кредитных ресурсов в государстве пребывания;

Торговое представительство осуществляет следую­щие функции: анализ влияния экономической ситуации в госу­дарстве пребывания на экономические интересы России; уста­новление и поддержание контактов с государственными орга­нами; оказание содействия в работе межправительственных органов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству России с государством пребывания; участие в урегулировании торговых споров, связанных с нарушением го­сударством пребывания условий торгово-экономических дого­воров с Россией; участие в урегулировании на досудебном эта­пе торговых и других коммерческих споров между российскими и иностранными участниками внешнеэкономической деятель­ности.

Торговое представительство является юридическим лицом, может совершать в установленном порядке от своего имени сделки и иные юридические действия, необходимые для осуществления возложенных на него задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца.

По обязательствам торгового представительства несет ответ­ственность государство. В качестве ответчика торговое предста­вительство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех государствах, в которых Правительство РФ выразило согла­сие на подчинение торгового представительства местному суду по указанным спорам.

Торговое представи­тельство является составной частью дипломатического предста­вительства РФ в государстве пребывания и действует под непо­средственным политическим руководством Посла РФ. Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Туркмени­стан о взаимном учреждении Торговых представительств, 1995 г. Торговое представительство действует от имени Правительства своего государства и является составнойчастью соответствующего посольства в стране другой Договари­вающейся Стороны.

На торговое представительство как составную часть дипло­матического представительства распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, включая иммунитеты и привилегии.

Торговое представительство, работники Торгового представительства и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом. Торговый представитель и его заместители являются членами дипломатического персонала.

9. Специальные миссии

К формам дипломатической деятельно­сти можно отнести специальные миссии. Специальная миссия определяется как миссия, имеющая представительный и временный характер, которая направляется одним государством в другое для выполнения конкретных за­дач, определяемых по соглашению между данными государст­вами.

Функции специальной мисси определяются ее задачами. Функциями миссии inter alia является ведения переговоров в целях развития дружественных отношений между государствами, развитие их взаимоотношений в области экономик, культуры и науки. В практике международных отноше­ний широкое применение получила практика передачи посла­ний через личных представителей глав государств. В Россий­ской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.

Государство имеет право посылать и принимать специальные миссии, но субъект международного права не обязан принимать специальные миссии. Необходимо предварительно информировать принимающее государство о составе и численности миссии. Полномочия главе специальной миссии предоставляются за подписью глав государства, главы правительства или министра иностранных дел. Члены специальных миссий должны быть гражданами аккредитующего государства.

Члены специальных миссий пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

10. Международные конференции

Международные конференции представляют собой временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организацион­ную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах про­цедуры.

Конференции могут проходить в разных формах - встречи на выс­шем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению.

В практике международного общения получили распространение конференции ad hoc. Как правило, конференции проводятся в рамках и под эгидой межправительственных организаций или созываются государствами-инициаторами для решения определенных задач.

Единообразных правил по проведению международных конференций нет. Порядок проведения, правила процедуры конференции государства определяют на предварительных встречах. Если конференция созывается межправительственной организацией, то время и место созыва конференции определяется в резолюции организации.

Правила регулируют порядок утверждения пове­стки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок фор­мирования и обязанности секретариата; полно­мочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предложений и поправок; порядок проведения голосования; участие наблюдателей.

Правилами процедуры определяются официальные (на ко­торых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы) языки.

В правилах определяется порядок голосования. Каждая делегация обычно имеет один голос, голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Возглавляет конференцию председатель, как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора.

В практике были случаи, когда конференцию возглавляли несколько председателей. Например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в ка­честве инициаторов созыва этой конференции, — СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Определяются гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица.

Главы и члены делегаций конференции по общему правилу пользуются иммунитетами и привилегиями, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Решения на конференции принимаются большинством голосов. В соответствии с некоторыми правилам для принятия ре­шения необходимо квалифицированное большинство. Например, правило 39 III Конференции ООН по морскому праву преду­сматривало: «Решения Конференции по всем вопросам сущест­ва, включая утверждение текста Конвенции о морском праве в целом, принимаются большинством в две трети присутствую­щих и участвующих в голосовании представителей, при усло­вии, что такое большинство включает в себя, по крайней мере большинство государств, участвующих в этой сессии Конфе­ренции».

Правила некоторых конференций предусматривают, что решения принима­ются консенсусом. В качестве примера можно назвать Правила процедуры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На конференции может быть сочетание обоих правил: одни решения принимаются путем голосования, другие — на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973—1982 гг.).

Большинство конференций завершается принятием согласованного текста международного договора. Результатом Венской дипломатической конференции 1961 г. по дипломати­ческому праву стала Конвенция о дипломатических сношениях, на Конференциях ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973—1982 гг. были приняты конвенции, регулирующие правовой статус морских территорий - Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, Конвенция об открытом море 1958 г, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Результатом конференции может выступать создание международной организации ( на конференции в Сан-Франциско в 1945 г., была создана Организация Объединенных Наций), заключительный акт (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе), декларации и резо­люции (например, конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г завершилась принятием одноименной Декларации).

Получила распространение практика проведения специаль­ных конференций для рассмотрения вопросов исполнения междуна­родных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о не­распространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует на­стоящий Договор).

Вопрос о юридической силе актов международных конференций является дискуссионным. Некоторые авторы определяют их как соглашения, содержащие политические нормы (И.И. Лукашук), международные соглашения sui generis (Мазов), неформальные международные договоры (Н.А.Ушаков), юридически обязательные соглашения (Колосов Ю.М., Талалаев А.Н).

Многие акты, принятые на конференциях принимаются в целях установления и закрепления правил поведения и взаимоотношений государств, такие акты имеют рекомендательный характер. Следует отметить, что итоговые документы конференции могут содержать норматив­ные положения, обязательные для государств. Таковы положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе, которым были утверждены принципы международного права.

Рекомендованная литература

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

Сандровский К.К. Дипломатическое право /К.К. Сандровский. Киев, Вища школа, 1981.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: