Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений и кодификационной работы Комиссии международного права ООН можно выстроить следующую последовательную схему этапов несения ответственности:
1. Предварительное определение ответственного субъекта.
2. Определение понесенного ущерба.
3. Формулирование требования.
4. Предъявление требования.
5. Принятие окончательного решения и его исполнение.
На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государств и т.п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.
Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба – материальный или нематериальный – и его размер, а также формы его возмещения.
|
|
На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования. Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований, сделанных государством, и требований, сделанных частными субъектами, заключается в степени определенности и четкости выдвигаемых требований. Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй. Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязано. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.
|
|
Четвертый этап – это собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия – и потерпевшее государство, и ответственное должны быть оба участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.
Пятый этап – это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.
Имплементация международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности. В первую очередь речь идет об обстоятельствах, исключающих международную ответственность. Проекты статей об ответственности предусматривают только обстоятельства, исключающие противоправность. Это по существу означает, что при отсутствии этих обстоятельств привлечение к международной ответственности может и не состояться, так как по своему характеру не только несение, но и призвание к международной ответственности носит добровольный характер. Либо привлечение к ответственности станет невозможным из-за несоблюдения процедуры имплементации. Можно назвать следующие обстоятельства, исключающие противоправность:
- обстоятельства, связанные с деятельностью потерпевшего государства – согласие, самооборона;
- форс-мажор – непреодолимую силу или непредвиденное событие, не поддающееся контролю;
- бедствие и состояние необходимости.
В международных договорах, в силу которых субъекты должны нести ответственность за правомерную деятельность, могут содержаться иные обстоятельства, освобождающие от ответственности. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. освобождает государство от ответственности в силу поведения потерпевшей стороны. Кроме того, перечислены случаи, в которых конвенция не применяется, если ущерб причинен гражданам запускающего государства либо иностранным гражданам, имеющим отношение к запуску космического объекта.
Рекомендованная литература
Проект статей об ответственности государства за международно-противоправные деяния // www.un.org/ilc.
Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. М., 1975.
Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН / Т.Н. Нешатаева. Иркутск, 1992
Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
Нормы, регулирующие деятельность представителей государств сложились в глубокой древности. Еще в Законах Ману были закреплены ранги дипломатов, нормы о неприкосновенности послов: «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Византии были разработаны правила посольского церемониала.
В большинстве учебников комплекс, норм, регламентирующих официальные связи и отношения между государствами, традиционно называют дипломатическим и консульским правом. Дипломатическое право возникло и развивалось как право посольское. В Словаре В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств.
|
|
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права. В данную отрасль включаются также нормы, регулирующие статус и деятельность представительств государств при международных организациях, специальных миссий, международных конференций. Автор разделяет позицию, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин «дипломатическое и консульское право» (Г.В. Игнатенко).
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым соглашением явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.
В настоящее время отрасль кодифицирована. В числе кодифицированных актов назову Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Особую группу составляю соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Например, Соглашение о штаб-квартире ООН 1947 г, предусматривает иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность споров с участием ООН национальным судам США).
Для консульских отношений характерно регулирование на уровне двусторонних консульских конвенций.
|
|
Большое значение для правового регулирования как «косвенный источник» (И.П. Блищенко) имеют внутригосударственные нормативно-правовые акты.
Национальным законодательством регламентируются правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений. В числе внутренних актов отраслевые законы и большое количество подзаконных актов: Положение о Министерстве иностранных дел РФ, Положение о Посольстве РФ, Положение о Консульском учреждении РФ, Положение о Постоянном представительстве РФ при международной организации, Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве и другие.
2. Органы внешних сношений
Органы внешних сношений — действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права, и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства, и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.
Все органы внешних сношений можно разделить на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.
В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).
Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).
Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, втом числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство РФ согласно Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона)
К компетенции Правительства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст.21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительственные договоры, ведет переговоры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.
Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.
Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач - разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ (п. 2 Положения).
Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасности России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучреждения; 3) территориальные органы; 4) организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.
МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также вышеназванным Положением.
На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Красноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория деятельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государственной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.
Мировая практика также располагает институтом представительств (отделений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австралия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ - Грузия и Украина, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.
Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»).
В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ (п. 3 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении «О министерстве транспорта РФ». Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности (п.1. Положения).
Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).
3. Дипломатические представительства.
Для установления дипломатических отношений необходимо признание de-jure и взаимное согласие государств. Признание de-jure не порождает самих дипломатических отношений, а лишь предоставляет возможность их установления. И между ними может быть разрыв во времени. Так, СССР признал ОАЭ в 1971 году, а обмен дипломатическими представительствами произошел лишь в 1985 г.
Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Например, дипломатические отношения с Боснией и Герцеговиной были установлены на уровне посольств, соответствующая договоренность была оформлена путем обмена нотами (Указ Президента Об установлении дипломатических отношений с Боснией и Герцеговиной от 5.12. 96 г.).
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.
В Венской Конвенции о дипломатических сношениях употребляется термин «представительство». Различают следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие иное название (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде).
Уровень представительства определяют государства. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.
Дипломатическое представительство возглавляет глава представительства.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., подразделяются три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; 3) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется по соглашению государств. В назначении главы представительства можно выделить следующие этапы: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) выдача верительной грамоты. Этот документ, подписанный главой аккредитующего государства, удостоверяет официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в государстве пребывания. Раньше функцию верительной грамоты выполнял перстень государя; 4) с момента вручения верительных грамот главе государства, принимающего дипломатического представителя лицо считается приступившим к своим обязанностям.
Деятельность представительства прекращается в случаях, когда дипломатические отношения между государствами временно прерваны или разорваны; когда между государствами возникло состояние войны; когда одно из государств прекращает свое существование как субъект международного права.
Функции дипломатического агента прекращаются
а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания, что функции дипломатического агента прекращены
б) в случае признания государством пребывания дипломатического агента нежелательным лицом. Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona поп grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо.
В штат дипломатического представительства включается дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы. В Положение О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов названы следующие ранги: послы, посланники, советники, секретари, атташе. Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.
По общему правилу, дипломатический персонал состоит только из граждан аккредитующего государства (ст. 8 Венской Конвенции 1961 г). К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, а также специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.
Члены дипломатического персонала назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государств без предварительного запроса. В соответствии с Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее российское законодательство предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.
Совокупность глав дипломатических представительств, аккредитованных в данной стане пребывания, составляют дипломатический корпус. В широком смысле слова дипломатический корпус состоит не только из глав дипломатических представительств, но включает в себя дипломатический персонал всех иностранных представительств, а также членов их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен, как правило, старший по возрасту и по времени пребывания в данной стране.
Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
Основные функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3Венской конвенции 1961 г.:
а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.
Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посольства, наряду с названными в Конвенции:
- обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания;
-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;
- осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;
- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;
- осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.
Функции дипломатических представительств и консульских учреждений могут быть закреплены в международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компетентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.
Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном законодательстве. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства.
В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.
Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
В этой связи интерес представляет интерес институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.
Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.
4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Привилегии и иммунитеты предоставляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам.
В доктрине сложились три теории об основаниях дипломатических привилегий и иммунитетов.
В соответствии с теорией экстерриториальности послы, если и пребывают физически на территории другого государства, в юридическом смысле рассматриваются как продолжающие находится на территории своего суверена, и следовательно, вне территории (extra territorium).
Теория представительного характера проистекает из учения Г. Гроция о посольской неприкосновенности. «Посол представляет особу своего монарха, - пишет Г. Гроций, - он находится как бы вне территории того государства, где выполняет свои функции». Великий московский князь Иван III «Посол речи говорит и лицо носит своего государя».
Наибольшее распространение получила теория функциональной необходимости, согласно которой объем привилегий и иммунитетов определяется функциями, которые выполняет дипломатический представитель.
Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».
Различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы и преимущества. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Венская конвенция о дипломатических сношениях возлагает на государство пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей — обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ (п. «н» ст. 12).
Эти конвенционные нормы воспроизведены в национальном законодательстве. Так, в ст.11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено право сотрудников милиции использовать в предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций и граждан, за исключением транспортных средств, принадлежащим дипломатическим, консульским, иным представительствам иностранных государств, международным организациям (п.28). Норма аналогичного содержания закреплена в п. 12 Положения О ГИБДД МВД РФ (права Госавтоинспекции). Однако, такой оговорки не предусмотрено при закреплении права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями (п. 18) и проводить осмотр (п. 25).
Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений. Это преимущество отличается от предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции РФ права каждого на тайну переписки, поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.
Помещения представительства как собственные, так и наемные освобождены от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Следует различать привилегии и иммунитеты. Под привилегиями понимаются особые правовые преимущества, такие как право на пользование специальными знаками, флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в государстве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.
Согласно Венской Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши. право на специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры), Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.
В соответствии с международным правом национальное законодательство предусматривает таможенные льготы. Дипломатические представительства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначенных для официального пользования представительств (ст. 299 ТК РФ).
Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов. Личностьдипломатического агента, включая главу дипломатического представительства, неприкосновенна. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.
Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Согласно ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД РФ.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением случаев:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
Согласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской Конвенции 1961 г).
В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который, во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление и в месте совершения такого преступления, имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.
На основе ст. 35 Венской Конвенции 1961 г дипломатический агент освобождается от всех трудовых и государственных повинностей.
Указанными в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
В практике большинства государств является общепризнанным, что члены административно-технического и обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действия, совершенных ими при исполнении своих обязанностей и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый по своей службе. При этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно».
5. Консульские представительства
Установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских. Однако разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыв консульских.
Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, который охватывает несколько административно-территориальных единиц.
Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению. Выделяют несколько видов консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице- консульство, консульское агентство. Чаще всего на практике открывают генеральные консульства. В качестве примера назову генеральные консульства: в Екатеринбурге – США, Великобритании, в Новосибирске- Германии, в Красноярске – Словакии, в Иркутске- Монголии, во Владивостоке – США, Японии.
Консул - это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого государства. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.
Государство, принимающее консула, выдает консульскую экзекватуру, разрешение на отправление консульских функций на территории консульского округа. Государство может отказать в выдаче экзекватуры, не объясняя причины отказа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к своим обязанностям.
Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.
По соглашению между государствами функции консула может выполнять почетный консул, не состоящий на государственной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого государства, вправе заниматься иной деятельностью. Почетным консулом могут быть как граждане представляемого государства, так и иностранные граждане.
Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Консульские функции можно разделить на две группы. К первой относятся функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству представляемого государства; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).
Вторую группу составляют собственно консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое государство; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого государства; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажам.
Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Согласно ст.408 ГПК РФ документы, выданные компетентными органами иностранного государства, принимаются судами в Российской Федерации при наличии консульской легализации.
К функциям консула относятся вопросы оказания правовой помощи. Консул вправе представлять граждан своего государства в судебных и иных учреждениях, передавать судебные и несудебные документы, исполнять судебные поручения, посещать находящегося под стражей гражданина представляемого государства.
Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими учреждениями своих государств.
Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций. оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания; формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания; выполнение иных функций в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права и с соблюдением законодательства государства пребывания.
В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях государство пребывания должно содействовать беспрепятственному выполнению консульских функций.
Функции работников консульских учреждений прекращаются, когда представляемое государство уведомляет государство пребывания, что его функции прекращаются или когда государство пребывания аннулирует экзекватуру.
6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Однако, этот иммунитет не носит абсолютного характера. Согласно п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Консульские архивы и документы консульского учреждения неприкосновенны независимо от их местонахождения.
Государство должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Все места, составляющие консульскую вализу, должны имеет внешние знаки и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, за исключением случаев, когда есть основания предполагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции или документов.
Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства.
Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства (ст.50 Венской Конвенции 1963 г.).
На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.
Объем иммунитетов консульских должностных лиц регулируется по-разному. Венская Конвенция о консульских сношениях закрепляет ограниченный (функциональный) иммунитет от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.
Согласно ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.
Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Большинство двусторонних консульских конвенций воспроизводят основные положения ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях. В ряде двусторонних консульских конвенций выделяется статус главы консульского учреждения, которому предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов. В некоторых консульских договорах все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим агентам.
Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, за исключением показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
7. Постоянные представительства при международных организациях.
При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов. Международные организации в свою очередь имеют центры информации на территории государств по взаимному соглашению сторон. Так, в Российской Федерации в Москве функционирует Информационный центр ООН, Информационный офис Совета Европы, Бюро ЮНЕСКО, в Екатеринбурге действует центр информации и документации Совета Европы.
Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. закрепляет функции постоянного представительства. В их числе - обеспечении представительства посылающего государства при организации и участия в ее деятельности, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству (ст. 6 Конвенции).
На основании ст. 9 Конвенции посылающее государство может по своему усмотрению назначить сотрудников представительства, численность персонала не должна выходить за разумные пределы с учетом функций представительства. Полномочия главы представительства обычно выдаются от имени главы правительства своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребывания.
Представительства наделены иммунитетами и привилегиями, аналогичными дипломатическим представительствам.
Согласно ст. 28 Конвенции личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения посягательств на их личность, а также преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, совершивших такие посягательства.
Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, за исключениями, предусмотренными ст. 30 Конвенцией. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей.
8. Торговые представительства
Торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве является государственным органом, обеспечивающим в государстве пребывания внешнеэкономические интересы Российской Федерации.
Торговое представительство учреждается на основании договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством. Решение об учреждении, реорганизации и ликвидации Торгового представительства принимается Правительством РФ. Правительство РФ утвердило перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства РФ и аппараты торговых советников посольств РФ преобразуются в торговые представительства РФ. Россия открыла Торговые представительства вомногих странах - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Венгрия, Словения, Словакия, Франция, Швейцария и др.
Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. Положение о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве определяет его задачи и функции. Основными задачами торговых представительств являются: обеспечение проведения внешнеэкономической и торговой политики Российской Федерации в государстве пребывания; создание в государстве пребывания условий для реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации; разработка и реализация мер по интеграции России в мировую экономику; распространение в государстве пребывания информации о российской экономике и инвестиционном климате в Российской Федерации; осуществление информационного обеспечения о проводимых в государстве пребывания тендерах на сооружение объектов и поставку товаров и услуг.
Задачей торгового представительства является установление и развитие торговых связей между физическими и юридическими лицами Российской Федерации и государства пребывания, в том числе содействие в получении участниками внешнеторговой деятельности заказов на поставку товаров, работ и услуг, включая торговлю информацией и объектами интеллектуальной собственности, а также в продвижении российских инвестиционных проектов за рубежом; содействие в продвижении на рынок государства пребывания российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, а также в создании благоприятных условий предоставления российским участникам внешнеторговой деятельности кредитных ресурсов в государстве пребывания;
Торговое представительство осуществляет следующие функции: анализ влияния экономической ситуации в государстве пребывания на экономические интересы России; установление и поддержание контактов с государственными органами; оказание содействия в работе межправительственных органов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству России с государством пребывания; участие в урегулировании торговых споров, связанных с нарушением государством пребывания условий торгово-экономических договоров с Россией; участие в урегулировании на досудебном этапе торговых и других коммерческих споров между российскими и иностранными участниками внешнеэкономической деятельности.
Торговое представительство является юридическим лицом, может совершать в установленном порядке от своего имени сделки и иные юридические действия, необходимые для осуществления возложенных на него задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца.
По обязательствам торгового представительства несет ответственность государство. В качестве ответчика торговое представительство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по указанным спорам.
Торговое представительство является составной частью дипломатического представительства РФ в государстве пребывания и действует под непосредственным политическим руководством Посла РФ. Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Туркменистан о взаимном учреждении Торговых представительств, 1995 г. Торговое представительство действует от имени Правительства своего государства и является составнойчастью соответствующего посольства в стране другой Договаривающейся Стороны.
На торговое представительство как составную часть дипломатического представительства распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, включая иммунитеты и привилегии.
Торговое представительство, работники Торгового представительства и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом. Торговый представитель и его заместители являются членами дипломатического персонала.
9. Специальные миссии
К формам дипломатической деятельности можно отнести специальные миссии. Специальная миссия определяется как миссия, имеющая представительный и временный характер, которая направляется одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами.
Функции специальной мисси определяются ее задачами. Функциями миссии inter alia является ведения переговоров в целях развития дружественных отношений между государствами, развитие их взаимоотношений в области экономик, культуры и науки. В практике международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.
Государство имеет право посылать и принимать специальные миссии, но субъект международного права не обязан принимать специальные миссии. Необходимо предварительно информировать принимающее государство о составе и численности миссии. Полномочия главе специальной миссии предоставляются за подписью глав государства, главы правительства или министра иностранных дел. Члены специальных миссий должны быть гражданами аккредитующего государства.
Члены специальных миссий пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
10. Международные конференции
Международные конференции представляют собой временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры.
Конференции могут проходить в разных формах - встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению.
В практике международного общения получили распространение конференции ad hoc. Как правило, конференции проводятся в рамках и под эгидой межправительственных организаций или созываются государствами-инициаторами для решения определенных задач.
Единообразных правил по проведению международных конференций нет. Порядок проведения, правила процедуры конференции государства определяют на предварительных встречах. Если конференция созывается межправительственной организацией, то время и место созыва конференции определяется в резолюции организации.
Правила регулируют порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предложений и поправок; порядок проведения голосования; участие наблюдателей.
Правилами процедуры определяются официальные (на которых издаются все официальные решения конференции) и рабочие (на которых ведутся протоколы) языки.
В правилах определяется порядок голосования. Каждая делегация обычно имеет один голос, голосование может быть поименным, при этом голос каждого представителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.
Возглавляет конференцию председатель, как правило, представитель государства, на территории которого проходит конференция, или страны-инициатора.
В практике были случаи, когда конференцию возглавляли несколько председателей. Например, в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва этой конференции, — СССР, США, Великобритании, Китая.
Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Определяются генеральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного комитета и другие должностные лица.
Главы и члены делегаций конференции по общему правилу пользуются иммунитетами и привилегиями, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.
Решения на конференции принимаются большинством голосов. В соответствии с некоторыми правилам для принятия решения необходимо квалифицированное большинство. Например, правило 39 III Конференции ООН по морскому праву предусматривало: «Решения Конференции по всем вопросам существа, включая утверждение текста Конвенции о морском праве в целом, принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании представителей, при условии, что такое большинство включает в себя, по крайней мере большинство государств, участвующих в этой сессии Конференции».
Правила некоторых конференций предусматривают, что решения принимаются консенсусом. В качестве примера можно назвать Правила процедуры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На конференции может быть сочетание обоих правил: одни решения принимаются путем голосования, другие — на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973—1982 гг.).
Большинство конференций завершается принятием согласованного текста международного договора. Результатом Венской дипломатической конференции 1961 г. по дипломатическому праву стала Конвенция о дипломатических сношениях, на Конференциях ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973—1982 гг. были приняты конвенции, регулирующие правовой статус морских территорий - Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, Конвенция об открытом море 1958 г, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Результатом конференции может выступать создание международной организации ( на конференции в Сан-Франциско в 1945 г., была создана Организация Объединенных Наций), заключительный акт (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), декларации и резолюции (например, конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г завершилась принятием одноименной Декларации).
Получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения вопросов исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор).
Вопрос о юридической силе актов международных конференций является дискуссионным. Некоторые авторы определяют их как соглашения, содержащие политические нормы (И.И. Лукашук), международные соглашения sui generis (Мазов), неформальные международные договоры (Н.А.Ушаков), юридически обязательные соглашения (Колосов Ю.М., Талалаев А.Н).
Многие акты, принятые на конференциях принимаются в целях установления и закрепления правил поведения и взаимоотношений государств, такие акты имеют рекомендательный характер. Следует отметить, что итоговые документы конференции могут содержать нормативные положения, обязательные для государств. Таковы положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которым были утверждены принципы международного права.
Рекомендованная литература
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
Сандровский К.К. Дипломатическое право /К.К. Сандровский. Киев, Вища школа, 1981.