. Свою историческую и социокультурную конкретность она обретает в различных учениях, концепциях, доктринах, системах, школах и направлениях. Не претендуя на построение полной и репрезентативной классификации возможных стилей, жанров и форм философствования, а также различных образов философии, укажем лишь на наиболее типичные и распространенные из них:
системно-концептуальный (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза);
спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг, В. Соловьев);
дискурсивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап);
мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М. Экхарт);
риторико-эссеистский (Б. Паскаль, М. Монтень, Ф. Ницше);
императивно-этический (Конфуций, Сенека).
Каждый из отмеченных стилей или жанров философствования отличается некоторой спецификой языковых и выразительных средств, а также акцентацией определенных проблем из обширного предметного поля философского познания. Положение философии в культуре весьма специфично еще и потому, что оно характеризуется амбивалентностью и разнообразием оценок в профессиональном сообществе и обыденном сознании. Вместе с тем философия как форма духовного опыта всегда вызывала неподдельный интерес в общественном сознании на его обыденном уровне и в формах здравого смысла. На этой основе формируются представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании того или иного общества.
|
|
Среди наиболее типичных образов философии можно указать на следующие.
Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.
Философия как вид «языковой игры». В этом образе философия воспринимается непрофессиональным сознанием как практически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование текстов абстрактно-эзетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни человека и общества.
Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления. В этих социальных условиях ценностно-идеологическая функция философии становится доминирующей и вытесняет другие ее функции, радикально трансформируя критическую и творчески креативную природу философского познания. Благодаря усилиям власти и тотальному контролю над духовно-образовательными процессами в обществе в массовом сознании формируется представление о философии как форме апологетики и идеологического оправдания существующего общественно-политического строя.
|
|
5. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной постклассической культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании. Философия трактуется им не только как одна из множества наук, но и как особая наука, обоснованно претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре.
Эти и другие возможные образы философии, возникающие в общественном сознании, свидетельствуют о том, что сколь бы часто не звучал тезис о смерти философии в культуре постмодерна, она была, есть и будет одной из самых загадочных и в то же время востребованных форм духовного опыта и культуры.
Дальше или Показать всю главу