Образы философии и стили философствования

. Свою историческую и социокультурную конкретность она обрета­ет в различных учениях, концепциях, доктринах, системах, шко­лах и направлениях. Не претендуя на построение полной и репре­зентативной классификации возможных стилей, жанров и форм философствования, а также различных образов философии, ука­жем лишь на наиболее типичные и распространенные из них:

системно-концептуальный (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спи­ноза);

спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг, В. Соловьев);

дискурсивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап);

мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М. Экхарт);

риторико-эссеистский (Б. Паскаль, М. Монтень, Ф. Ниц­ше);

императивно-этический (Конфуций, Сенека).

Каждый из отмеченных стилей или жанров философствования отличается некоторой спецификой языковых и выразитель­ных средств, а также акцентацией определенных проблем из об­ширного предметного поля философского познания. Положение философии в культуре весьма специфично еще и потому, что оно характеризуется амбивалентностью и разнообразием оценок в профессиональном сообществе и обыденном сознании. Вместе с тем философия как форма духовного опыта всегда вызывала неподдельный интерес в общественном сознании на его обыденном уровне и в формах здравого смысла. На этой основе формируются представления о философии, которые условно мож­но обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании того или иного общества.

Среди наиболее типичных образов философии можно указать на следующие.

Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в ан­тичности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высо­кого почтения и восхищения.

Философия как вид «языковой игры». В этом образе филосо­фия воспринимается непрофессиональным сознанием как пра­ктически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование тек­стов абстрактно-эзетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни че­ловека и общества.

Философия как идеология. Данный образ философии скла­дывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государ­ственной власти и управления. В этих социальных условиях цен­ностно-идеологическая функция философии становится домини­рующей и вытесняет другие ее функции, радикально трансфор­мируя критическую и творчески креативную природу философ­ского познания. Благодаря усилиям власти и тотальному контро­лю над духовно-образовательными процессами в обществе в мас­совом сознании формируется представление о философии как форме апологетики и идеологического оправдания существующе­го общественно-политического строя.

5. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной постклассической культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и ог­ромных познавательных возможностей теоретического мышле­ния устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном соз­нании. Философия трактуется им не только как одна из множес­тва наук, но и как особая наука, обоснованно претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре.

Эти и другие возможные образы философии, возникающие в общественном сознании, свидетельствуют о том, что сколь бы час­то не звучал тезис о смерти философии в культуре постмодерна, она была, есть и будет одной из самых загадочных и в то же время востребованных форм духовного опыта и культуры.

Дальше или Показать всю главу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: