Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природн1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.
2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.
3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
— в проблеме мира и его познания;
— в проблеме взаимодействия человека и природы;
— в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
— прекрасного и безобразного;
— добра и зла;
— справедливости и несправедливости;
— дружбы, товарищества;
— любви и ненависти;
— счастья, наслаждения и страдания и др.
4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии — это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории:
— движение;
— противоположность;
— единство;
— материя;
— сознание;
— пространство;
— время;
— мир.
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
— как некая «помеха» душе;
— как некое субстанционное начало.
В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.
Важнейшая проблема социальной философии — это проблема народа и правителя.
Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
ых и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.