Тематическое пространство и основные традиции в Русской философии конца 19-20 вв

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

КЛАССИКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ. РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИХ НАСЛЕДИЯ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.ДИЛЕММА ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА.

Для эпохи Нового времени характерен наукоцентризм- учение читать и понимать книгу природы рациональными средствами науки. Философия Нового времени возвела в высший принцип утилитаризм, оправдывающий человеческую активность. Утверждались демократизм, связанный с приобщением к знанию широких слоёв населения, и рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума. Отсюда- проблема научного метода. Этому способствовало: развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств; завершение создания экспериментально-математического естествознания; синтез науки и техники, теории и практики; дальнейшее изменение статуса Бога; изменение задач философии. Философско-методологическая программа эмпиризма: Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования..

Философско-методологическая программа рационализма: Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «Я», критерий находится в сознании. Он пытался рассматривать космос как систему.

Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке, связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присуще борьба с Церковью и религиозными предрассудками. В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния. Теория естественного права: все люди ровны и имеют равные права на жизнь, свободу и т.п. Теория общественного договора: государство-это результат добровольного соглашения людей для защиты. Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества.

Хронологически немецкая классическая философия занимает небольшой временной промежуток, её образуют всего 5 авторов: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. В истории философии она занимает особое место, НКФ стало:

1)Высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум.2) преддверием неклассического типа философствования, стали основанием для развития новых философских стратегий.

Критическая философия Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии.* человеческое познание, начинающееся с определённого вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности.* объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, это мир существует сам по себе независимо от человека. И т.д.Свою философию Кант назвал новым коперниканским поворотом..Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиозным проектом НКФ, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Основная заслуга Гегеля связана с разработкой диалектического метода.

15 КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ: ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Переход к современному типу рациональности был обусловлен: 1)развитием индустриального общества и радикальной трансформацией всех социальных систем. 2) ускорением темпов исторического прогресса при одновременном осознании его катастрофичности для человека 3) возникновением альтернативных классике тенденций в духовной культуре. В развитии современной философии можно выделить три этапа: 1) неоклассический, характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени. 2) неклассический, 3) постнекласичесский.

В отличии от классики, современная философия не имеет единого мировоззренческого центра, придающего философии типологически целостной образ. Объединяет их критическое отношение к идеалам классики.

16. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.В данной работе мы более подробно рассмотрим философию марксизма, классический позитивизм, ирроционализм и «философию жизни»

17.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:ЕЁ СУЩНОСТЬ,ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва

Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается чтобы изменить его.

18. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В БЕЛАРУСИ.

Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: * отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности;*ситуация пограничья;* трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей;*отсутствие национальностей и др. Поэтому понятие «белорусская философия» отражает не столько национальную, сколько географически- территориальную специфику философствования. Этапы:

-Предфилософский-период принятия христианства, имевшего для белорусских земель большое значение.- Второй этап. гуманистическое и реформационное движение, характерно формирование белорусской народности и языка. Третий этап-доминирование схоластической философии, связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, и в области образования.- Четвёртый этап- господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли.- Пятый этап- национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли. Освобождение белорусского народа, статуса, национальной культуры, языка, национальное возрождение.- Шестой этап- доминирование марксистской традиции в белорусской философии

В предфилософском этапе знаковыми фигурами являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению, что далжно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. В гуманистическом и реформационном этапе представителями явл.Ф. Скорина, Н. Гусовский, С.Будный, А.Волан, В. Тяпинский, Л. Сапега.Возрождение и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует её в идею общего блага, которое достижимо в обществе с помощью закона и права. С.Будный критикавал не только учение о триединстве Бога, но и утверждения церкви о божественном происхождении Христа, существовании загробного мира. Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Образование и воспитание- основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества, эти темы рассматривались в трудах А. Нарушевича, А. Мицкевича и др.Деятели А.Пашкевич, Я.Купала, Я.Колас, К.Калиновский стали разработчиками идей таких как освобождения белорусского народа, статуса, культуры, языка.

В русской философии можно выделить ряд периодов: 1) становление 2) обособление философии от религии и утверждение её как теоретической науки 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России.

Важнейшими особенностями русской философии явились: 1) длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека. 2) дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие неопределённого до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры.3) эмоционально-образный стиль, отдающий предпочтение художественным образам. 4) наклонности к умозрительным спекуляциям сочетались с некой социальной ориентированностью на соборность, общинный строй жизни.

Русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. России - центр, где смешивается Западная и Восточная культуры. "Умопостигаемый образ" России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в "Русской идее". Русский народ характеризуется в ней как "в высшей степени поляризованный народ", как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность "русской души" Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности.

Направления в русской философии: 1)Западничество (осн. Чаадаев(1794-1856), Станкевич (1813 1840), в 40е). Считали, что у России нет принципиальных особенностей, отличающих ее от других европейских стран. Россия просто отстала в своем развитии в силу исторических причин (татаро-монгольское иго). Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. 2)Славянофильство (Киреевский(1806-1856), Хомяков(1804-1860)) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: