Природа философских проблем. Предмет философии и структура философского знания

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса

мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов

бытия, которые характерны для природных и социальных систем, — эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и

содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек — мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф.

Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.

Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании.

Философское познание Космоса, первоначал бытия как такового актуализировало проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Так формируется новая область компетенции философии и в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика

Впоследствии, наряду с анализом принципов и начал бытия и познания, философия обращается к акцентированному исследованию природы и сущности человека.

Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый ее представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и

человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания.

В современной философии происходит отказ от такой амбициозной претензии философского разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др.). В современном

философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании.

разделы СТРУКТУРЫ или философские дисциплины: теоретическая философия, включающая в свой состав

логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная с оциальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.

23. ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКИ». ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА МЕТАФИЗИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля. Метафизика стала синонимом первой философии. У Аристотеля метафизика состоит из двух частей:1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, высшие принципы и начала бытия;2) специальной метафизики, изучающей высшую, неподвижную субстанцию мира, т.е. сверхчувственное бытие.

В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся на умозрение, созерцание. Со временем понятие метафизика стало применяться для обозначения метода философского исследования. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Метафизике присущи черты:1) спекулятивная природа и доминирование теоретического разума. 2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности 3) формально-априорный, посылки о реальности. МОДЕЛИ: 1) метафизика субстанции, исследующая сущностные основания мира как целого 2) метафизика субъекта, выявляющая начала познания 3) трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного знания об объекте.4) метафизика снований как утратившая статус и ставшая базисной дисциплиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: