Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.
1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.
2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса
мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов
бытия, которые характерны для природных и социальных систем, — эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.
|
|
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и
содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек — мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф.
Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.
Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании.
Философское познание Космоса, первоначал бытия как такового актуализировало проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Так формируется новая область компетенции философии и в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика
Впоследствии, наряду с анализом принципов и начал бытия и познания, философия обращается к акцентированному исследованию природы и сущности человека.
Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый ее представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и
|
|
человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания.
В современной философии происходит отказ от такой амбициозной претензии философского разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др.). В современном
философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании.
разделы СТРУКТУРЫ или философские дисциплины: теоретическая философия, включающая в свой состав
логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная с оциальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.
23. ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКИ». ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА МЕТАФИЗИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля. Метафизика стала синонимом первой философии. У Аристотеля метафизика состоит из двух частей:1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, высшие принципы и начала бытия;2) специальной метафизики, изучающей высшую, неподвижную субстанцию мира, т.е. сверхчувственное бытие.
В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся на умозрение, созерцание. Со временем понятие метафизика стало применяться для обозначения метода философского исследования. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Метафизике присущи черты:1) спекулятивная природа и доминирование теоретического разума. 2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности 3) формально-априорный, посылки о реальности. МОДЕЛИ: 1) метафизика субстанции, исследующая сущностные основания мира как целого 2) метафизика субъекта, выявляющая начала познания 3) трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного знания об объекте.4) метафизика снований как утратившая статус и ставшая базисной дисциплиной.