Модели гос и мун-й жилищной пол-ки
Муниципальная жилищная политика Проблема обеспечения потребности человека в жилье
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных социальных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия — одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.
Потр-сть человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жил-й проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из опред-ых нормативов, стандартов жилищной обеспеченности.
Выделяют 4 ступени дефицита жилья.
Первая ступень— абсолютный дефицит, когда количество жилых ячеек меньше числа домохозяйств.
Вторая ступень - структурный дефицит, означающий несоответствие структуры жилищного фонда структуре семей (например, недостаток одно- и много-комнатных квартир при избытке двухкомпатных).
Третья ступень - неудовлетворенность качественными хар-ками жилья (площадь кухни и коридора, наличие централ-го отопления, горячего водоснабжения, раздельный санузел, балкон и т. д.).
Четвертая ступень — потребность в престижном жилье повышенного качества.
Жилищиый фонд МО представляет собой совокупность жилых помещений, независимо от форм соб-сти.
Под жилищной пол-кой понимается целенаправленная деят-ть органов государственной власти и МСУ по удовлетворению потребности граждан в жилище.
В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики:
1. либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его в наем за умеренную плату.
2. Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблмы яв-ся расширение иидив-го домовладения приватизация гос-го и мун-го жилья и передача управления жильем частным компаниям.
3. Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее соц-е благо, которое должно предоставить государство или преприятие-работодатель бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди.
С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нащей стране была передана в мун-ю собст-сть. Более половины жилья, переданного в мун-ную собст-сть, приватизировано.
Муниципальная жилищная пол-ка представляет собой совок-сть систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетв-ния потребностей населения в жилье. Реализация жилищной политики является одной из основных задач мун-х органов власти. В каждом МО должны быть установлены мун-е нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Фед-й закон 2003 г. относит к компетенции городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной пол-ки:
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законод-вом;
- организация строительства мун-го жилищного фонда;
- создание условий для жилищного строительства.
Органы МСУ решают следующие вопросы:
1. Порядок учета жилищного фонда, распределения и перераспределения, малоимущим гражданам жилых помещений ПШ.1М гражданам по договорам, а также др. гражданам по договорам найма, аренды и продажи.
2. Учет на основе соц-х норм размера площади жилья, приходящейся на одного человека,
3. Организация жилищ-го строительства за счет всех источников финансирования,
4. Предоставление и продажа земельных участков застройщикам для жищ-го строит-ва.
5. Возможность получения налоговых м финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, орган-ми, осуществляющими жил-е строительство.
6. Поддержка банков, предоставляющих льготные кредиты для жилищного строительства.
7. Правовое регулирование деятельности субъектов жил-ной сферы.
8. Контроль за исполнением закон-тва в жилищной сфере.
Основные рычаги реализации мун-й жилищной политики:
- прямые экономические: целевое финансирование программ, проектов и мероприятий; хоз-ные договоры; мун-ные заказы и контракты;
- косвенные экон-кие налоги, льготные кредиты, договорные цены и т.п.;
• нормативно-правовые.