double arrow

Вехи жизненного пути

МИРОВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

Богоборческие мотивы

Достоевский говорил о возможности использования идеи Бога для утверждения духовного гнета, бесправия и деспотизма. Религия в руках определенных социальных и реакционных «антиинтеллектуальных» сил способна превратиться в орудие мракобесия, в идеологию, отрицающую свободу, разум, науку, все высшие идеалы и устремления человечества. Идея о «невместимости» человека в ад и рай, ибо земное его бытие открывает такие возможности для проявления духовных сил личности, какие не даны ему в мирах «иных». Мысль о величайшем абсурде страданий невинных детей. Эти безвинные страдания подрывают всякую веру в Бога и райскую гармонию, если они покоятся на «слезинке ребенка». Богоборчество Достоевского не делало его атеистом, но вносило в его творчество, в его мысль мощную гуманистическую струю.

Лев Толстой (1828 – 1910) принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В 1844 г. поступил в Казанский университет по разряду арабско-турецкой словесности. В 1845 г. переходит на юридический факультет, в 1847 г. досрочно отчисляется из университета. 1851 г. начало литературного творчества. Большое значение для его духовного роста имел дневник, который он вёл с 1848 г. до конца жизни. Как писатель Толстой заявил о себе произведениями «Детство» (1851 – 1852), «Отрочество» (1852 – 1854) и «Юность» (1855 – 1857). Стал представителем «натуральной» школы, которую отличали предметность изображения, сущностность и последовательность описания действительности и человека. Первые произведения Толстого говорили о его тяге к поиску каких-то простых и всем понятных общих правил поведения и взаимоотношения людей, о стремлении увидеть в человеке то, что роднит его с другими, независимо от их положения в обществе, воспитания или имущественного состояния. Но Толстой идет дальше, и ищет единения человека как изначально естественного существа с природой. Именно в единении с природой усматривается им обретение людьми простоты, чистоты, величия и жизненной силы. Участие в Крымской войне обострил его интерес к проблемам справедливости, насилия, к войне как явлению, противному всему жизнеутверждающему в человеческом существе. С 1855 года Толстой сближается с редакцией «Современника» (Н. Некрасов, С. Тургенев, И. Гончаров, Н. Чернышевский). Важной вехой на творческом пути Толстого стали его впечатления от поездки во Францию и Швейцарию в конце 50-х гг. С одной стороны, его поразило чувство «социальной свободы», с другой – картина публичной смертной казни в Париже. Увиденное стало одной из причин пережитого им в это время духовного кризиса. Смерть человека становится одной из постоянно осмысляемых и переосмысляемых писателем проблем. 50-е гг. отмечены разнообразной общественной деятельностью Толстого. В это время он приходит к выводу о необходимости сближения с народом, проникновения в его интересы с целью более успешного решения социальных вопросов русской жизни. 60-е годы – время расцвета творчества Толстого. Именно в эти годы он создает свой великий роман «Война и мир» (1863 – 1869). 70-е гг. вначале заполнены педагогической деятельностью Толстого. Но со второй их половины нарастают симптомы нового духовного кризиса в его мировоззрении, что отчасти выразилось в романе «Анна Каренина» (1879 – 1880), но в более явном виде – в «Исповеди» (1879 – 1880), которую можно считать изложением его нового миропонимания. 80-е – 90-е гг. в жизни Толстого заполнены преимущественно философскими интересами, но его продолжают заботить и общественные вопросы. Вокруг писателя вызревает идейное течение, получившее название толстовства. Наиболее значительными работами этого периода стали такие его произведения, как «Смерть Ивана Ильича» (1884 – 1886), «Так что же нам делать?» (1882 – 1886), «Рабство нашего времени» (1899 – 1900), «Воскресенье» (1889 – 1899), «Что такое искусство?» (1899 – 1900). Глубоко продуманную форму приобретают его этические воззрения, его эстетика и философия истории, взгляды на религию и социальное устройство жизни людей. К началу ХХ века Толстой перерастает писательство. Он становится моралистом, выдающимся мыслителем, одним из наиболее почитаемых культурных и общественных деятелей России. Вместе с тем в душе Толстого всё более углубляется противоречие между идеей подвижничества, служения и любви к людям и мыслью об уходе из мира, желание порвать с ним и резко переменить всю жизнь. Этот мотив прорывается на страницы его произведений «Отец Сергий» (1890 – 1898), «Живой труп» (1900), «После бала» (1903). Неизбывность полярности человеческой жизни, непреодолимость переплетения силы и слабости человека, добра и зла в нём делают завершающий этап в жизни Толстого особенно драматичным, одновременно и дерзновенным, и мучительным. Поразительная энергия Толстого, его душевные страдания и духовные борения осветили последние годы жизни этого необыкновенно сильного человека. «Уход» Толстого, его смерть соединили в себе акт нравственно-интеллектуальный и физический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: