double arrow

Россия и Европа


Отношение к социализму

Достоевский никогда не был противником социализма вообще, он не был критиком всего содержания даже отдельного, конкретного социалистического учения. Идея социальной справедливости в «Зимних заметках о летних впечатлениях» «…В настоящем братстве, не отдельная личность, не Я, должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным, а все-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я, и само, без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, т.е. всему остальному, что есть на свете. Мало того, сама-то эта бунтующая и требующая личность прежде всего должна бы была все свое Я, всего себя пожертвовать обществу и не только не требовать своего права, но, напротив, отдать его обществу без всяких условий…».Счастье, по Достоевскому, – не в социальной безличности. Напротив, подлинное общество предполагает личность. Самопожертвование такой личности является признаком «высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли… Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями…Надо, чтоб самого инстинктивно тянуло на братство, общину, на согласие, и тянуло».




Диапазон отношения Достоевского к Европе широк: от признаний в глубочайшей любви к Западу до его полного неприятия. Неизменным объектом бескомпромиссной критики остоевского был западноевропейский капитализм, его дух буржуазности и безграничного накопительства, индивидуализма, наживы, «свободы» денежного мешка. В целом Достоевский признавал культурную близость, если не общность, России и Европы. Достоевский признавал колоссальный вклад Европы в мировую культуру. Идея о том, что ушедшая вперед и как бы в будущее Европа – это кладбище российского настоящего, «могильные камни» в том смысле, что близкие Достоевскому и общие с Европой русские ценности, реальности, дух, социальные отношения и т.п. там уже умерли. Славянофильство, «кроме этого объединения славян под началом России, означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово». Достоевский был убежден в общечеловеческом значении России. Ориентированность Достоевского на Европу. Он не мыслил развития России вне, помимо общеевропейского процесса. В этом он европоцентрист. Но вместе с тем Западная Европа вызывала у Достоевского смешанное чувство восхищения, зависти и неприязни, даже отчуждения, неприятия. Последнее было связано главным образом с негативными последствиями развития капитализма, а также с распространенными в Европе идеями религиозно и философски чуждого общинным чувствам россиян западных (французских, английских и немецких) версий социализма, возникновение которых он связывал в основном с внутренней логикой капитализма и западных, преимущественно католических религиозных традиций. Нравственно-религиозным подход Достоевского к вопросам национальной истории. Три мировых идеи: французская (католическая), немецкая (протестантская) и русская (православная). Отвергая первые две как ложные или же исчерпавшие себя, он утверждает, что «на Востоке действительно загорелась и засияла небывалым и неслыханным еще светом третья мировая идея – идея славянская, идея нарождающаяся, – может быть, третья грядущая возможность разрешения судеб человеческих и Европы».









Сейчас читают про: